Московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) начинает новый сезон с новым директором.
Им стал Антон Гетьман, который пришел на этот пост с должности заместителя директора Большого театра.
Корреспондент «Театрала» поговорил с руководителем МАМТ о российском театральном законодательстве. о директорской стратегии и тактике и о насущных проблемах, стоящих перед Музыкальным театром…
— Сейчас много говорят о том, что искусство, театр, в частности, должно воспитывать. С вашей точки зрения, что должен делать театр? Воспитывать? Развлекать? Толкать к размышлениям? Расширять кругозор? Есть ли в этом списке приоритеты?
— Мне кажется, что приоритетом музыкального театра (оперного и балетного) является просвещение публики, то есть развитие её театрального вкуса. Театральный язык все время меняется. Необходимо, во-первых, знакомить публику с изменениями театрального языка. И, во-вторых, помогать осваивать новые формы оперного спектакля, новые пластические языки в балетном театре.
— Как вы прокомментируете недавний циркуляр о запрете служебного подчинения родственников, работающих в театрах?
— Конечно, этические нормы можно (и даже нужно) прописать в циркулярах органов исполнительной власти — они будут поддерживать общую гигиену производственных отношений. Но самое эффективное, как мне кажется, — прописать их в персональных контрактах с руководителями, администрацией. Другое дело — творческие работники. Нельзя сбрасывать со счетов традиции: взять, хотя бы, цирковые, балетные, музыкальные династии.
— Когда Владимир Урин пришел в Большой театр из Музыкального театра, он в интервью изумлялся, сколько у Большого театра денег. Вы сейчас проделали обратный путь. Не было ли у вас шока, так сказать, с обратным знаком?
— Я тоже изумился (улыбается). Сравнивать размер субсидий Большого театра и других российских театров не стоит. У Большого огромные обязательные расходы. Взять хотя бы содержание зданий. При этом Большой театр финансируется скромнее большинства мировых музыкальных театров из высшей лиги.
Размер субсидии Музыкального театра на сегодняшний день достойный. По меркам самого крупного московского театра, во всяком случае. А дальше нужно думать, как развивать этот бюджет, как его пополнять , из каких источников, как привлекать внебюджетные средства.
—Вы не планируете создать попечительский совет — по типу существующего при Большом театре?
— Думаю над этим.
—Будет ли сокращение бюджета МАМТ на следующий год?
— Нам обещали, что секвестра не будет.
— Как жить театру во времена кризиса? У директора ГАБТа возникали даже разговоры о сокращении штата в случае недофинансирования. И вообще, опера и балет — очень затратное искусство. Но выпускать спектакли эконом-класса наверняка не хочется…
— Если вопрос сокращения бюджета возникнет, необходимо искать пути увеличения собственных доходов — сокращать затраты, повышать их эффективность. Последнее, что нужно делать, это сокращать штат.
Что касается спектаклей эконом-класса, то, как вы знаете, в балете «Агон» Баланчина нет декораций и практически нет костюмов. Восемь девушек могут договориться надеть одинаковые черные купальники из своего гардероба, а четверо парней — белые футболки (можно из «Бенеттона») и черные репетиционные трико. Это балет эконом-класса?
— Упала ли посещаемость театра в прошлом сезоне, и не собираетесь ли вы повышать цены на билеты?
— Посещаемость Музыкального театра не упала, а скорее увеличилась. Она составляет больше 90 процентов. Планов изменять цены на билеты в какую-либо сторону сегодня нет.
— Большой театр получает президентский грант. Музыкальный театр — по аналогии — не получает московского гранта. Нужно ли вам, директору городского театра, бороться за такой грант?
— Список получателей президентского гранта все время расширяется. Принцип исключительности нивелировался. Если говорить о гранте правительства Москвы, то речь должна идти как минимум о пуле городских театров, которые могут претендовать на подобные гранты. Создание такого прецедента, как список театров-получателей московских грантов, маловероятно с точки зрения текущей финансовой ситуации.
— В Германии существует многоканальное финансирование театров. На уровне города, земли и федерального правительства. У нас такого нет на законодательном уровне: в Гражданском кодексе записано слово «учредитель», а не «учредители». Нужно менять законодательство?
— Слово «учредитель», написанное в ГК РФ в единственном числе —не опечатка, описка или недосмотр. За этой сознательной формулировкой стоят отношения собственности. Федеральные театры (их здания, имущество, сценически-постановочные средства, и прочее) являются федеральным имуществом. Театры Москвы — по аналогии — являются имуществом города Москвы.
В России отсутствует правовая основа и юридическая техника субсидирования средствами федерального бюджета городского или областного имущества. И наоборот. В Германии система отношений собственности и организационно-экономическая форма театров построены принципиально иначе.
Возможность многоканального финансирования в Германии сознательно заложена законодательно. В России она сознательно законодательно исключена. Чтобы у нас изменить ситуацию, необходимо вносить изменения в десяток российских законов.
— Но что — из реально возможного — все-таки необходимо менять?
— Закончить начатое несколько лет назад — внести изменения в Трудовой кодекс. Я имею в виду ввести аттестацию для целей ротации творческих кадров как норму Трудового Кодекса. Существует понятное сопротивление профсоюзов и нескольких думских комитетов. Во всяком случае, прошлого созыва. Некоторые почему-то решили, что дай руководителям театров право увольнять творческого сотрудника по результатам аттестации, директора начнут нещадно выгонять артистов.
— А налоговые льготы для спонсоров искусства?
— Я не очень в это верю. Попытки у нас уже были, но прозрачность финансовых отношений вызывала много вопросов.
— Что, по-вашему, нужно добавить, а что убрать в Музыкальном театре? Какой опыт Большого театра мог бы пригодиться?
— Я еще не до конца ознакомился с положением дел, и в ближайшее время буду внимательно смотреть на структуру театра. Но уверен, что все организационные модели, действующие в Большом, переносить в театр Станиславского не нужно. Каждый театр — индивидуальная история.
Но какие-то эффективно работающие в Большом модели, безусловно, применить стоит. Например, мне пока неясно, как в Музыкальном театре организационно создается спектакль. В Большом есть продюсерский центр, который отвечает за административно-организационное сопровождение любого творческого проекта от начала до конца. По-моему, это идеальный вариант. Здесь я такого пока не обнаружил.
— Нужна ли Музыкальному театру европейская система проката спектаклей блоками («Staggione»)?
— «Staggione», как и репертуарный театр, это форма организации театра. Блочная система проката спектаклей является её составной частью. Важной, но не единственной. Некоторые музыкальные театры в России вынуждены показывать свои спектакли блоками по двум причинам: очень высокий коэффициент технической сложности спектаклей и участие в спектаклях значительного количества приглашенных (в бóльшей степени зарубежных) исполнителей — солистов, дирижеров.
Переход на блочную систему проката не означает, что театр изменил форму своей организации на staggione. Staggione в переводе с итальянского языка означает сезон. Чтобы обратиться к этой форме нужно начать мыслить и планировать сезонами. Мы же пока мыслим и планируем премьерами сезона.
Их может быть шесть или девять. Но по бóльшей части каждый сезон не сильно отличается от предыдущего и последующего. Ни одно название (оперное или балетное) в текущем сезоне Парижской оперы или Ковент-Гарден не повторяет того, что было в прошлом сезоне. И следующий сезон будет на 100% отличаться от текущего. Каждый сезон в определённом смысле уникален. Это некое высказывание, message публике. Так что к переходу на staggione мы пока не готовы.
— Идея театральных абонементов вам близка?
— Я думаю об этом много лет. Хотелось бы попробовать реализовать эту идею. Хотя это очень сложно. В моем понимании абонемент — долговременное обязательство перед зрителем. Готовы ли мы к таким обязательствам? С другой стороны, абонементная система дисциплинирует театр, обеспечивает получение доходов на длинном горизонте и подстегивает продажи.
— Намерены ли вы довариваться с директорами других музыкальных театров Москвы о недублировании репертуара?
— Обмен информацией о планах — совершенно нормальное дело. Но захотят ли руководители театров делиться этой информацией?
— Вы авторитарный директор или любите работать коллегиально?
— Я командный игрок. Считаю, что практическая и эмоциональная включенность команды в обсуждение и решение задач, стоящих перед театром, является очень важным мотивом и одним из залогов успешной работы театра в целом.
Майя Крылова, teatral-online.ru