25 ноября 2017 в «ДОМе на Знаменке» открылся второй сезон проекта «Игра без правил». Один из наиболее неординарных музыкантов нового поколения, непревзойденный исполнитель на маримбе, пианист и дирижер Андрей Дойников впервые в России представил программу «Шесть Английских сюит Баха на шести инструментах».
Уникальный концертный вечер, который вернее было бы назвать медитацией, длился три с половиной часа с двумя антрактами.
Андрей Дойников: «Шесть Английских сюит Баха на шести инструментах»
Каждая из шести английских сюит И. С. Баха получила собственное звуковое воплощение – в тембрах джазового электропиано Rhodes, маримбы, французского клавесина Reinhard von Nagel XVIII века, романтического фортепиано, электрооргана Hammond и легендарного синтезатора Yamaha CS-80.
Прежде чем пригласить на сцену Андрея Дойникова, автор идеи проекта «Игра без правил», директор МССМШ имени Гнесиных Михаил Сергеевич Хохлов рассказал о том, насколько необычен предстоящий концерт:
«Историческая линия этой программы начнется с того времени, когда музыка И. С. Баха была создана для клавесина; далее она «захватит» маримбу, молоточковое фортепиано времен Бетховена и Шуберта, и замкнется на последней сюите Баха в звучании синтезатора Yamaha.
Этот путь должен дать новое глубинное представление о том фундаменте, который заложил Иоганн Себастьян Бах, и о той дистанции, которую прошла его музыка.
Почувствовав этот единый энергетический сгусток, мы, возможно, сможем больше понять, что такое музыка Баха и современное музыкальное искусство, а также – кто мы сами».
Те, кто решились раствориться в этот вечер в творчестве немецкого гения, восприняли опыт глубокого музыкального погружения с интересом и благодарностью.
Описать словами происходившее очень сложно, но Андрей Дойников согласился немного раскрыть историю и замысел программы:
— Андрей, расскажите, как появилась идея играть шесть Английских сюит на шести инструментах?
— Программа росла очень долго: ей, наверное, лет тридцать, а мне – тридцать шесть. Поэтому на Ваш вопрос невозможно ответить коротко. Главное, мне кажется очень важным то, что эта программа именно «выросла». Бах – один из первых композиторов в моей музыкальной жизни. Я очень много его слушал, засыпал под него, он словно впитался в каждую мою клеточку, на химическом уровне.
Если не ошибаюсь, уважаемый Теодор Курентзис в одном из интервью рассказывал о воспоминании из детства, связанном со какими-то странными куклами, которые сильно впечатляли его каждый раз, когда он видел их. Намного позже это переживание вернулось к нему во время работы над «Дон Жуаном» Моцарта и, благодаря такому «наведению мостов» с ранним детством, опера как бы вросла в него глубокими корнями, прижилась, можно даже сказать – присвоилась.
Близкое ощущение, знакомый механизм! Бах всё время удивляет, он конкретен и бесконечен одновременно, но когда я играю его, то в первую очередь чувствую: я – дома.
Именно Английскими сюитами я начал заниматься относительно недавно. Совершенно не представлял себе, какой будет эта программа, пока не сыграл её в первый раз на фестивале Немецкого Баховского общества в 2013 году.
Я не спеша общался с каждой из сюит, знакомил их с тем или иным звуковым пространством и наблюдал, как они там обживаются, устраиваются, что ли, поудобнее. И только после первого концерта стало понятно, что выстроилась хорошая драматургия, верное чередование инструментов.
Сюиты сами нашли свой путь, я ничего не придумал.
— Ваша программа не раз с успехом исполнялась в Европе. Как европейская публика реагирует на такое прочтение Баха?
— В принципе, когда человек очень долго слушает музыку и проходит такой длинный путь, он, естественно, устает, у него уже нет сил на многое реагировать. В данном случае это – хорошо. Иногда, особенно в академической музыке, считается, что слушателям нужно понимать, что же им играют, иметь об этой музыке какое-то представление. Но в данной программе не нужно оценивать.
Бах – непостижимая величина. Он конкретен, остается композитором своей эпохи (даже немного старомодным для того времени) и, в то же время, максимально абстрактен, поэтому – открыт. Количество возможных интерпретаций бесконечно. А интерпретирует не только исполнитель, но и слушатель.
Когда музыки много, когда мы устаём, то, может быть, мы имеем возможность освободиться от попыток понять и просто следуем за музыкой, доверяем ей. Кстати, эта программа меня удивляет ещё и тем, насколько мощная связь возникает со слушателями. Это связь совершенно иного рода, нежели на других концертах. Длинная дистанция пристального слушания ведет меня так же, а может даже сильнее, чем я веду аудиторию.
Заметьте, что Баха можно сыграть практически на любом инструменте, но он всегда остается Бахом. Другого такого композитора не найдешь. Каждый раз я благодарен слушателям и счастлив совершить вместе это долгое, интересное путешествие. И с нами Бах.
В новый сезон «Игры без правил» по уже сложившейся традиции приглашаются артисты высокого класса, известные своим неординарным взглядом в области исполнительского искусства.
Следующий вечер проекта состоится 9 февраля – в программе «LIVEMOMENTS» примут участие заслуженный артист России, виолончелист Борис Андрианов и кларнетист Антон Дресслер – выпускник Московской консерватории, Болонской консерватории и Академии театра «Ла Скала» в Милане.
Полина Полянская