В России появилось новое музыкальное агентство – Ber Music Management.
Почему агентство называется Ber? Это фамилия основательницы, бизнес-леди Александры Бер. Если кратко: из Петербурга, имеет солидный опыт менеджмента в профессиональном спорте.
У Александры есть два образования – финансовое и музыкальное, амбициозные планы и, что важно, искреннее желание помогать молодым талантливым оперным певцам.
— Расскажите, чем занимается агентство? Как вы работаете с певцами?
— BerMusicManagement – это международное агентство музыкального менеджмента в сфере классической музыки. Цель – построение долгосрочной международной карьеры для каждого, кого входит в агентство.
При этом у нас своя, особая политика – нас интересует качество, а не количество. Мы работаем с оперными певцами. Благодаря ограниченному числу клиентов, мы можем обеспечить каждому певцу персональный подход, уделить максимальное внимание и время. Мы содействуем в новых контактах и контрактах с оперными театрами, концертными залами, звукозаписывающими компаниями, PR-агентствами, промоутерскими организациями и другими партнерами в индустрии.
— Кто сейчас входит в число респондентов вашего агентства?
— По контракту не могу называть имена, скажу так – это ведущие солисты главных российских музыкальных театров. Но также особое внимание мы уделяем молодым, еще мало известным, но талантливым певцам, которые обладают большим потенциалом.Кто-то выдающийся рождается раз в сто лет, в остальных случаях – над талантом нужно работать ежедневно.
Опера – это труд.Неслучайно «опера» так и переводится – «труд». Как у спортсмена. Между профессиональным спортсменом и профессиональным певцом очень много общего, это я точно знаю по своему опыту, но это отдельная тема для дискуссии.
— Чем вы раньше занимались и как пришли к опере?
— До создания своего музыкального агентства, я работала в Лондоне, занималась менеджментом профессиональных спортсменов, отвечала за сотрудничество со спонсорами на Олимпийских играх в Лондоне и Сочи.
Вообще я получила бизнес-образование, окончила экономический факультет СПбГУ, имею степень магистра по международному спортивному менеджменту. Переход из спорта в искусство стал для меня самой большой неожиданностью. На моем пути встретились люди-проводники, которые привели меня в мир оперы пару лет назад. Я училась и проходила практику у известных агентов современности (имена не буду раскрывать по понятным причинам конфиденциальности).
Опера для меня – это высший вид искусства. Музыка всегда имела место в моей жизни – за моими плечами музыкальная школа по классу фортепиано, а особые отношения с театром сложились очень давно – с семи лет. Благодаря моей маме мы часто ходили в оперу, и это стало нашей семейной традицией, которой я очень дорожу.
Агентство работает с певцами из Мариинского и Михайловского театра, и в этом я вижу своего рода продолжение этой истории из детства.
— Какие проблемы вы видите в оперной индустрии в России?
— В оперной индустрии в России отражаются все те же процессы, происходящие в нашей стране: коррупция, бессистемность, беззаконие, отсутствие моральных обязательств, единичное число профессионалов своего дела. И это только вершина айсберга.
Нет грамотной системы, здорового конкурентного рынка. Репертуарная система сокращает продолжительность карьеры, калечит голоса певцов.
Система подготовки кадров в менеджменте оперных театров тоже отсутствует. Молодые певцы испытывают информационный голод: у них нет полной картины о западных стандартах качества, устройстве зарубежных театров и их системе. Мало кто может грамотно себя презентовать на прослушивании, вести светскую беседу после концерта. Это все те необходимые навыки, которым возможно научить – и это в том числе часть моей работы.
К сожалению, сейчас актеров-певцов не так много на сцене, ориентиры и стандарты сбиты. Я убеждена в том, что чтобы в современном мире быть успешным оперным артистом, необходимо не только обладать голосом, внешней красотой, приличной физической формой, владеть актерским мастерством, знать иностранные языки, но и быть при этом цельной личностью, которая будет притягивать публику в зал.
Сумма всех слагаемых – это главный ключ к успеху. Те, кто ежедневно трудится и развивается (вне зависимости от рангов и званий), однажды обязательно окажется в нужном месте в нужное время. Звездный час дается каждому, другое дело, что далеко не все способны воспользоваться этим шансом. Грамотная подготовка – это тоже часть моей работы.
— Что вы думаете о системе вокального образования?
— Это другая большая проблема – уровень вокального образования резко снижается. Педагоги уходят, а на их место часто приходят люди, мало компетентные и ни в какой мере не сравнимые с мастерами прошлого.
В мае мы проведем мастер-классы с вокальным педагогом Паоло де Наполи в Москве и Петербурге. Вокальным педагогам и режиссерам хорошо знакомо его имя –Паоло Де Наполи сделал успешную карьеру в качестве певца, востребован в мире как эксперт по бельканто. Таких специалистов – единицы. Занимается он строго индивидуально, это не мастер-классы на глазах у посторонней публики.
На прошлых встречах было много опытных певцов, уже работающих в театре. При этом Паоло открыт и к певцам, которые только начинают карьеру. Даже единичная встреча с таким специалистом дает возможность в разы повысить свою культуру пения, узнать о подходящем для голоса репертуаре. Это важно.
Наполи возглавляет международную музыкальную ассоциацию Студио Лирико, в рамках которой с июля по сентябрь будет открыта летняя академия в Руфине, недалеко от Флоренции. Туда приедет работать один из лучших концертмейстеров Европы – пианист Марк Боррони из театра Ла Скала, который прекрасно владеет разными оперными стилями.
— Какие еще цели вы ставите?
— Цели стоят самые амбициозные: помогать достойным пробиваться в Европу, быть связующим мостом из одного мира в другой. Без преувеличений, могу сказать, что сегодня это действительно разные миры. Маленькими шагами постепенно налаживать правильную систему в России.
Я понимаю, что такая работа требует времени, и возможно на это уйдет не одно… десятилетие. Но чем больше будет единомышленников, тем быстрее мы сможем создать эту рабочую систему. Такие люди, к счастью, встречаются на моем пути, и это внушает определенный оптимизм за будущее оперной индустрии в России.
Беседовала Екатерина Андреас