По счастливому стечению обстоятельств, которые сам Александр Титов иногда называет «рукой судьбы», он вновь был назначен художественным руководителем СПб ГАСО в самом начале юбилейного для музыкального коллектива года: 50 лет тому назад в Ленинграде был создан «Оркестр старинной и современной музыки».
Сегодня этот коллектив, три года тому назад неожиданно потерявший своего дирижера, быстро возвращается к активной музыкальной жизни.
И руководителю СПб ГАСО, и оркестру приходится мобилизовать все силы: год 50-летия, конечно, наполнен очень яркими концертными событиями.
— Александр Вениаминович, в конце апреля состоятся два юбилейных концерта вашего оркестра: «Симфонические 3D фантазии» в Капелле и концерт «Оркестр и его друзья» в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Получились два облика оркестра – новаторский и традиционный?
— По музыкальному материалу скорее концерт 23 апреля «Симфонические 3D фантазии» – это традиционный по музыке концерт: «Шахеразада» Н. А. Римского-Корсакова и «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского – что может быть популярнее для слушателя?
Другое дело – новые технологии, которые будут сопровождать исполнение оркестра: лазерные инсталляции, визуальные образы дворца «Тысячи и одной ночи», садов Шахеразады, улиц древнего Багдада, корабля Синдбада и звездного неба, соборов и дремучего леса…
Сама идея такого 3-D концерта появилась, кстати, у нашего концертмейстера – Чингиза Османова. И это, конечно, очень современно и для слушателя, вероятно, очень привлекательно. Хотя музыка все равно важнее любого, даже самого эффектного лазерного образа…
А вот второй концерт, 27 апреля, по форме традиционный, а по содержанию очень необычный для симфонического оркестра. И даже первое отделение, где мы представим увертюру к «Летучей мыши» И. Штрауса и музыку из «Раймонды» А. Глазунова, закончится финалом «Кавалера Розы» Рихарда Штрауса, концертное исполнение которого я, честно говоря, ни разу не слышал в Петербурге.
А вот второе отделение очень неожиданное, полное сюрпризов: это будет разработка горячей темы, своеобразная встреча классики и джаза: «Прелюдия, фуга и риффы» Леонарда Бернстайна и Четвертый фортепианный концерт Николая Капустина, незаслуженно редко исполняемого в России.
Рыцарь и оруженосец. Памяти Виктора Васильевича Козлова (1945 – 2017)
— Но ведь состав симфонического оркестра недостаточен для джазовой музыки?
— Мы и будем выступать в расширенном составе – «Оркестр и его друзья»: мы привлекли 5 саксофонов, классический джазовый состав, джазовую установку.
Концерт Капустина исполнит обладатель III премии и бронзовой медали XV конкурса П. И. Чайковского – Сергей Редькин. На юбилейном концерте будут и солисты из Мариинского театра, и кларнетист Иван Столбов, и пианист Александр Рубинов…
— Можно ли такую музыкальную программу назвать «портретом юбиляра»?
— Вероятно, можно, потому что, когда в 1967 году нынешний СПб ГАСО создали Николай Рабинович, Карл Элиасберг и Эдуард Грикуров, коллектив назывался «Оркестр старинной и современной музыки» – значит, по самому замыслу этому оркестру должны быть подвластны все музыкальные жанры. И мы продолжаем эту линию.
А на юбилейном концерте мы и попробуем показать, в каком состоянии сегодня находится оркестр во всех жанрах музыки.
— Александр Вениаминович, а действительно, в каком состоянии находится сегодня оркестр, у которого после вашего несправедливого увольнения и до очень справедливого возвращения и дирижера-то три года не было?
— Прошло всего четыре месяца после моего возвращения. Оркестр, к счастью, развивается, каждый музыкант в нем – это отдельная жизнь и отдельная судьба. К счастью, коллектив сегодня не в «разобранном состоянии», но для того чтобы восстановить лучшие качества оркестра, вернуть «школу», восстановить связь «дирижер-оркестр», надо исполнять как можно больше классики. И сегодня это моя и наша генеральная линия.
У нас очень хороший коллектив, и публика это чувствует и ценит. Последние концерты были просто аншлаговыми. Но то, что, может быть, не слышно публике, слышно профессионалу. Конечно, надо восстанавливаться, но, к счастью, это живой процесс, и он идет.
— Наверное, вам не хочется вспоминать о событиях 2013 года, когда вас несправедливо и грубо уволили с должности руководителя СПб ГАСО, объяснив это какими-то фантастическими причинами…
— Действительно, совсем не хочется об этом вспоминать… И имена этих людей, которые стояли за всей этой историей, сегодня не хочу называть… По-моему, этих людей тоже уволили? В конце концов, все наладилось, все вернулось на круги своя. Может быть, есть какие-то высшие силы, которые управляют всем в нашей жизни. И они распорядились так.
— К счастью, у оркестра к моменту вашего возвращения сохранилась концертная площадка – Дворец Белосельских-Белозерских. Как вы оцениваете концертные возможности этого зала? Часто музыканты стараются во что бы то ни стало попасть на такие «культовые» сцены, как филармония или капелла…
— Я думаю, у нас замечательная площадка! Дворец Белосельских-Белозерских находится в центре Петербурга, сюда приходит очень много жителей исторического центра, которые привыкли и к этому залу, и к нашему оркестру.
Другое дело, что за эти годы несколько изменилась репертуарная политика – слишком много внимания уделялось коммерческим проектам, оркестр чаще исполнял популярную музыку из кинофильмов, чем классику. В этом ничего зазорного нет, но всему должна быть своя мера.
Мы возвращаем залу и оркестру его классический репертуар, и, удивительно, слушатель это оценил: последние концерты, действительно, были аншлаговые. И не только я стоял за дирижерским пультом – мы приглашали Павла Ароновича Бубельникова, Анатолия Рыбалко. Замечательные были концерты!
Зал у нас небольшой – около 400 мест, но сегодня пустых мест практически нет. Я иногда вижу в зале военных: я понимаю, что их скорее всего привел командир, но я вижу и то, как внимательно они слушают!
Последний раз я видел таких слушателей на концерте, где исполняли Бартока – не самый популярный композитор, а они слушали. И с интересом слушали, хлопали и даже беседовали после концерта. Это ведь хорошо, когда слушателей классики становится больше.
— Может быть, дело еще и в стоимости билетов? В последнее время цены на билеты главных концертных площадок Петербурга, мягко говоря, кусаются…
— Знаете, я понимаю, что коммерческая составляющая сегодня решает если не все, то очень многое. Но мне так хочется, чтобы хорошие концерты классической музыки были более доступны.
Кстати, наши юбилейные концерты будут действительно достаточно доступными, благодаря тому, что сегодня нас очень серьезно поддерживает Комитет по культуре и лично Константин Эдуардович Сухенко, председатель этого комитета.
Именно они помогли организовать эти концерты, арендовать такие серьезные и, скажем честно, недешевые залы, как Капелла и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Искреннее спасибо за эту реальную помощь. Нашему оркестру сегодня очень нужна поддержка.
— Удается ли сегодня оркестру при таком скромном бюджете выезжать на гастроли?
— Мы недавно вернулись из поездки в Таллинн, где работали с Театром балета Леонида Якобсона, сыграли там «Спящую красавицу». У нас многие музыканты сотрудничают с этим театром, который решил использовать не фонограмму, а живую музыку.
В июне наш оркестр должен был участвовать в двух фестивалях в Австрии. Но, увы, кризис, охвативший Европу, не позволил провести эти события… В июле, надеемся, мы все-таки попадем на фестиваль в Орсе, в Швейцарии. Ведутся переговоры с Кореей Китаем. Но любые гастроли не должны быть не в ущерб концертной программе: Наша задача – играть для ленинградцев.
— Я помню, что, когда ваш оркестр работал с балетными коллективами, часто публика даже больше оценивала музыку в вашем исполнении… Не смущает это сегодня тех, кто приглашает оркестр СПб ГАСО к сотрудничеству?
— Думаю, что Кремлевский балет, о нашем сотрудничестве с которым вы, вероятно, вспомнили, это не смущало. Балетные реконструкции Андриса Лиепы были настолько интересны, что хорошая музыка их только украсила.
Конечно, мы продолжим работу с балетными коллективами: осенью у нас состоится премьера с Антрепризой Светланы Захаровой – мы будем с оркестром работать над одним из её балетов. И почти одновременно с этим у нас, кстати, запланированы в Петербурге концерты оркестра со скрипачом Вадимом Репиным.
Так что в нашей афише встретится эта «звездная» супружеская пара. И еще в новом сезоне наших слушателей мы ждем на премьере «Предварительного действа» Александра Скрябина в обработке Сергея Протопопова, которую мы приготовили к юбилею композитора, и, конечно, на абонементных концертах – запланировали мы таких абонементов целых пять.
— При таком плотном графике успеваете ли вы работать над театральными постановками?
«И вместе, значит, с Всеволодом Эмильевичем, в общем, мы открыли… открыли дверь»
— Я с сентября, конечно, вернулся в Мариинский театр, но там такой невероятный постановочный поток… Просто какая-то музыкальная фабрика!
Количество спектаклей и концертов в один день просто невероятное для одного театра. И в таких условиях очень трудно обеспечить настоящее качество – иногда приходится делать спектакль с одной репетиции.
Раньше, в Кировском театре, репетиций было много. А сейчас все так уплотнилось, что качество от этого только страдает. Впрочем, не будем забывать, что у меня ведь еще и преподавательская работа в Консерватории, и работа в филармонии…
Ирина Тарасова