Светлана Григорьевна Нестеренко – человек не только авторитетный в мире музыки, но и уникальный педагог. Вот танцору ставят шаг, а она ставит певцу голос. Два года назад Светлана Нестеренко стала работать в Большом театре России.
Умерла одна из лучших преподавателей вокала России Светлана Нестеренко
А ее ученица, молодая оперная певица Екатерина Лехина, недавно получила награду “за лучшую оперную запись” на “Грэмми-2011”, спев главную партию принцессы в финской опере Кайи Саариахо “Любовь издалека”. Это первая такая награда у наших соотечественников в области академического пения.
– Никто не ожидал, что Катя получит эту награду,
– рассказывает Светлана Григорьевна,
– специально к “Грэмми” мы не готовились. Девушка к тому времени уже стала лауреатом первой премии конкурса молодых оперных певцов Ореralia Пласидо Доминго.
Когда в прямом эфире шла трансляция из Лос-Анджелеса, Катя летела на сольные концерты в Индию. Я ей написала SMS: “Ты – первая!” Было немного обидно, что такое значительное событие прошло у нас почти не замеченным. А ведь премией “Грэмми” награждены лишь несколько наших соотечественников – Ростропович, Ашкенази, Гергиев, Кисин, Щедрин, Башмет…
– Я знаю, что запись оперы была непростой.
– Оркестр под руководством выдающегося американского дирижера Кента Нагано, двое других солистов и хор были полностью записаны. И Кате надо было наложить свой голос на готовый оркестровый материал. Она должна была точно “уложиться” в музыку и сделала это блестяще.
Будущим летом по опере “Любовь издалека” будет сниматься фильм, где Екатерине Лехиной предстоит исполнить главную роль.
– У вас есть другие знаменитые ученики?
– Да. Это солистка Большого театра, заслуженная артистка Азербайджана Динара Алиева. Недавно она дебютировала в Вене в одном из лучших оперных театров – Staatsoper. Ее выступление прошло с большим успехом. К ней в гримерку даже приносили ее фотографии с просьбой дать автограф. Недавно во Франкфурте она с успехом спела Виолетту в опере Верди “Травиата” с именитыми партнерами.
Мой любимый ученик, известный бас, который живет в Берлине, – Александр Виноградов. Он поет во многих крупных оперных театрах в Милане, Венеции, Лондоне, Берлине, Париже, Лос-Анджелесе, работает с выдающимися дирижерами нашего времени – Баренбоймом, Метой, Маазелем, Дудамелем, Темиркановым. А началась его карьера в 21 год в Большом театре. Меня приглашают мои ученики для определенной вокально-технической корректировки перед важными оперными постановками с их участием.
– Как давно вы работаете в Большом?
– Два года в Большом существует молодежная программа, построенная по принципу молодежных программ Ковент Гардена, Амстердама, Цюриха, Хьюстона. Руководитель программы – мой коллега, прекрасный педагог и организатор Дмитрий Вдовин. Благодаря этой программе молодежь, которая окончила консерватории в России и странах СНГ, может совершенствоваться. Ведь сегодня певцу надо иметь не просто хорошие вокальные данные, а целиком соответствовать мировому уровню оперного исполнительства.
Участники программы учат английский, итальянский, французский, немецкий. Затем на сцене Большого театра участвуют в партиях, сначала в маленьких, потом в больших. Солисты программы принимают участие в спектаклях Большого театра и в филармонических концертах. Они приобретают репертуар, и Большой театр им в этом помогает.
Кроме того, найти агента и прослушаться – и сложно, и дорого, а здесь им представляется такая возможность. Они выступают перед ведущими специалистами, менеджерами, агентами, директорами театров.
В позапрошлых, прошлых, нынешних наборах много талантливых, перспективных певцов. С ними интересно работать. Многие из участников программы уже спели значительные партии в постановках Большого театра: Кармен, Любашу в “Царской невесте” – Оксана Волкова, Шамаханскую царицу – Венера Гимадиева, Людмилу – Ульяна Алексюк, Лыкова в “Царской невесте” – Борис Рудак…
– Вы преподаете и в Международной музыкальной академии в Минске…
– Мой коллега Дмитрий Юрьевич Вдовин, побывав на первых двух академиях, рассказал, как там интересно, и предложил мне поехать. Прочитав концепцию работы Международной музыкальной академии, я пришла в восторг, поняла, что это очень нужно. И убедилась в этом в Минске.
Например, одна девочка приехала в Минск из Кзыл-Ординской области, в ее семье много детей, нет мамы. У нее потрясающей красоты голос, но требуется определенная работа в связи с установками, принятыми в современном оперном искусстве.
– Где проходят занятия?
– Занятия проходили в Белорусской академии музыки. Ребята занимались с огромной отдачей. Рано приходили, поздно уходили. Подобная академия не имеет аналогов на всем пространстве СНГ. Сравнить ее можно только с ведущими мировыми музыкальными форумами для талантливой молодежи. Занятия в академии способствуют не только повышению уровня исполнительского мастерства молодых артистов, их карьерному росту, но и укреплению связей в области международного культурного сотрудничества.
– Кто принимает участие в академии?
– В этом году в академию приехало более 30 молодых музыкантов из десяти государств Содружества. Программа состоит из мастер-классов, уроков с профессорами, лекций, открытых уроков и концертов. Мне понравилась четкая организация работы академии, продуманность программы.
– Где проходили концерты студентов академии?
– В филармонии, консерватории. Один концерт прошел в Гомеле в исторической усадьбе. Сейчас ребята разъехались по домам, и, по крайней мере, они знают, чем теперь заниматься.
– Как вы оценивает результаты вашего участия в молодежной академии?
– Полагаю, что я смогла немного помочь участникам-вокалистам профессиональными советами. По крайней мере, позитивные результаты были слышны на итоговых концертах и оценены слушателями.
– В каком состоянии сегодня находится российская вокальная школа?
– По-моему, в неплохом. У нас много талантливых молодых людей с прекрасными голосами, которые любят академический вокал и хотят, и могут сделать международную карьеру. С тех пор как открылись границы, мы стали гораздо больше понимать, что происходит в музыкальном мире.
Колоссальное значение имеет Интернет. У студентов нет проблем, где послушать выдающихся певцов. Нынешние студенты прагматичны. Они знают, что если хотят чего-то добиться, то должны соответствовать тому эталону, который установлен во всем мире. Сейчас большое внимание уделяется не просто хорошему голосу, помимо него должны быть яркая внешность, харизма, актерское мастерство на соответствующем уровне.
– Светлана Григорьевна, вы заведуете кафедрой сольного пения в Академии хорового искусства имени В. С. Попова, которая славится большим количеством лауреатов и прекрасной школой воспитания голосов. Как проходит обучение?
– Курс включает три ступени: школа – училище – вуз. Учащиеся соприкасаются с музыкой разных эпох и стилей. В сферу деятельности академии входят учебная, просветительская, научно-методическая работа и широкая концертная практика. Выступления хоров проходят в крупнейших концертных залах России и за рубежом с дирижерами и оркестрами мирового класса.
– Бытует мнение, что хор портит голос?
– Ничего подобного. Виктор Сергеевич Попов создал необыкновенную схему воспитания вокалистов с самого детства. Сначала мальчики поют в хорах. В мутационный период они молчат, потом снова начинают петь, и вокальные педагоги помогают сформировать им голоса.
А дальше у них продолжается учеба по программам вуза, где к ним присоединяются девушки. Все обучение в академии подчинено главной идее, сформулированной Виктором Сергеевичем Поповым, – воспитать музыканта с большой буквы.