Первый в новейшей истории фестиваль российских оркестров, совмещенный с обширной деловой частью, проводит в эти дни Свердловская филармония.
В творческой программе выступления 4 оркестров: БСО им. Чайковского с Владимиром Федосеевым, Госоркестра Республики Татарстан (дирижер Александр Сладковский), Омского академического (главный дирижер Дмитрий Васильев) и Уральского филармонического под управлением Дмитрия Лисса, Энхэ, Дмитрия Китаенко.
Собравшиеся в Екатеринбурге директоры, менеджеры оркестров, дирижеры, критики принимают участие в семинарах и “круглом столе” по проблемам симфонических оркестров России.
Завершится симфофорум 11 апреля концертом премьер победителей 2-го открытого конкурса композиторов “Петя и волк” на лучшее симфоническое произведение для детей. Обозреватель “РГ” встретилась с инициатором всероссийской акции, директором Свердловской филармонии Александром Колотурским.
Разговор коснулся многих проблем, в том числе и дискуссии, начатой в “РГ” Михаилом Плетневым.
— Государственная культурная политика только распределением грантов ограничиться, конечно, не может. Если для оркестров Москвы и Петербурга гранты еще могут быть панацеей, то в России, на мой взгляд, это ничего не даст. И можно только выразить сожаление, что вся эта система не прозрачна, нет критериев, и почему-то касается лишь обеих столиц.
Но если смотреть шире – на симфоническое хозяйство России в целом, то следует отметить два момента. Во-первых, утеряны колоссальные традиции, заложенные еще в Советском Союзе, и этого никто не хочет признавать. Во-вторых, хозяйство наше зависит от многих факторов, и только системный подход может изменить ситуацию. За последние лет двадцать оказалась разрушена созданная в СССР четкая система обеспечения жизнедеятельности оркестров, разрушена в результате децентрализации.
— Вы считаете, ее надо вернуть?
— Нет. Но должен быть системный подход, общие правила для всех. В 90-е годы после распада Союза решение главных вопросов было передано на уровень региональных властей, которые по Конституции отвечают за развитие культуры. Но им никто не рассказал, как развивать оркестры в новых условиях. А ведь все поменялось.
— Разделение по уровням – федеральный, региональный, муниципальный – кому-то ведь дало новые возможности? Сколько за это время возникло новых оркестров, театров, других институций. А Свердловская филармония смогла выстроить абсолютно новую модель существования.
— У нас получилось потому, что мы подходили системно: совместно губернатором, областным правительством, попечителями. В основе работоспособной системы – взаимоотношения трех главных участников процесса: местной власти, т.е. учредителей, менеджмента, т.е. руководства и общества. И у каждого теперь – своя новая роль.
Во всем мире есть разделение оркестров по уровню, и учредитель решает, какого класса оркестр в своем регионе он хотел бы иметь (в СССР это определялось категорийной системой). А общество дает опосредованный заказ на симфоническую культуру и поставляет благотворителей.
— А функции государства?
— Ему придется участвовать, иначе деньги бюджета будут выброшены на ветер. Роль федерального министерства культуры – дать властям на местах методические рекомендации по созданию системы жизнедеятельности оркестров. Начиная от базы, возможного финансирования, задач менеджменту.
— Каков конкретный алгоритм действий?
– -На первое место я бы поставил мониторинг: что мы имеем на сегодняшний день. Надо начать отслеживать и анализировать ситуацию в российских оркестрах, скажу прямо – без Москвы и Питера, там свои законы. А потом должна появиться стратегия развития филармонической деятельности, где основное ядро – симфонические оркестры. Этот вопрос сейчас и ставится Союзом концертных организаций России (СКОР).
Мы в Екатеринбурге замахнулись на проведение первого в России Симфонического форума именно с целью собрать информацию, обсудить вопросы, обозначить круг проблем и потом уже поднимать их на самом высоком уровне – минкульта, правительства страны, президента. Только консолидация и совместное движение корпоративного сообщества могут дать результат.
— В вашей схеме: учредитель – менеджер – общество куда-то подевалась творческая личность, какова роль главного дирижера?
— Роль творческого звена – в создании продукта. Дирижер должен отвечать за профессиональный уровень оркестра.
— Получается, что главный дирижер – не лидер, а что-то типа наемного служащего?
— Да, в российских традициях пока этого нет. Исторически сложилось, что во всех крупных оркестрах, прежде всего столичных, первое лицо – это творцы. А вот в остальной России – директора. И в новой ситуации у менеджера не просто исполнительная функция, теперь он созидатель. И уже нужно говорить не о директоре, а об интенданте с творческими полномочиями. Даже у нас: по контракту я отвечаю практически за все. В том числе и за творческий уровень, и за творческий продукт.
— Готово ли такую идею воспринять профессиональное сообщество?
— Это уже разговор на другую тему: о роли менеджмента в искусстве.
— Тогда последний вопрос – новая государственная стратегия в филармонической сфере должна сыграть свою роль для тех регионов, где еще нет порядка. Но у вас-то в Свердловской филармонии все хорошо? Чего вы ждете от государства?
— Нам надо переходить на другую ступень. Наша задача – достигнуть такого творческого уровня, чтобы Уральский оркестр представлял Россию в мировом концертном пространстве наряду с ведущими оркестрами страны.
Справка “РГ”
Сегодня по данным ГИВЦ Роскультуры в России 71 (по другим данным – до 86) симфонических оркестра. Для сравнения, в США по самым скромным подсчетам только профессиональных оркестров порядка 350.
Лишь 32% российских оркестров штатно укомплектованы, остальные 68% испытывают кадровый дефицит, который в ближайшей перспективе будет еще более острым: в России утерян престиж профессии музыканта, возникли системные проблемы в образовании. Количество концертов, проводимых российскими оркестрами в год, по данным СКОР, в 2009 году – от 10 до 132.
Зарплата музыкантов в регионах колеблется от 4000 рублей до 50 000. В столичных оркестрах с грантами музыканты получают до 100 000 рублей. В 50% российских оркестров зарплата ниже средней по региону.
Лариса Барыкина, “Российская газета”