Основатель и дирижер Венского Штраус-оркестра Питер Гут поговорил с Любовью Морозовой об оркестре, Штраусах и возвращении моды на оперетту.
– Как родилась идея Венского Штраус-оркестра?
– Я начал работать с музыкой Штраусов где-то в 1975 году: сначала с небольшими ансамблями, потом – в качестве приглашенного дирижера международных симфонических оркестров, а в 1978-м мы с другом Гербертом Ведралом создали Венский Штраус-оркестр. Мы были едва ли не первым ансамблем в этом жанре в Вене – теперь-то их много по всему миру.
– В чем, по-вашему, секрет популярности венской музыки и сочинений Штраусов?
– Отец и сын Штраусы были не только великолепными музыкантами, но и смекалистыми бизнесменами. Они были известны на весь мир в те времена, когда не было ни радио, ни телевидения, ни даже звукозаписи! Они очень много гастролировали не только по Европе, но и по Америке. И в России Штраус-младший бывал регулярно – в течение 15 лет в летние месяцы дирижировал оркестром на Павловском вокзале под Петербургом.
Музыка Штраусов обречена на популярность: она несет ощущение счастья, отвечает массовым вкусам и вместе с тем – высоким требованиям классической музыки.
– На концертах вы часто управляете оркестром со скрипкой в руках. Откуда пошла эта традиция?
– Иоганн Штраус, его отец и братья Джозеф и Эдуард играли на скрипке. В их время в небольших ансамблях было обычным делом, когда первая скрипка ведет остальных музыкантов, дирижируя и одновременно играя свою партию. В ХХ веке эту традицию возродил концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковский в телевизионных новогодних концертах.
– А как вы, окончив Венскую музыкальную академию, оказались в классе Давида Ойстраха?
– Мне посчастливилось попасть по обмену в аспирантуру Московской консерватории, и он взял меня в свой класс. Мне пришлось многое изменить в своей исполнительской технике, чтобы адаптироваться к традициям русской скрипичной школы. Я учился вместе с Гидоном Кремером, Владимиром Спиваковым, Михаилом Майским – мы до сих пор дружим.
– Вы являетесь главным приглашенным дирижером Санкт-Петербургского театра музкомедии. Правду ли говорят, что оперетта снова в моде?
– Судя по количеству премьер в петербургском театре, можно сказать, что да. Из всех театральных жанров оперетта лучше всего подходит молодому зрителю – яркое развлекательное зрелище, которое вполне может заменить кино и даже телевизор.