Художественный руководитель молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин сказал в интервью Газете.ру, что Россия богата голосами, но здесь принято петь громко.
Артист старается перекричать оркестр, певцов оценивают с точки зрения того “продавили ли они или не продавили”. А в итоге к 35 годам у певцов начинаются сип и дрожание голоса. Их заменяют на новых.
“Громкая пафосность, которая пришла в наши оперные театры в коммунистические времена, возникла не только от педагогики.
Во-первых, у нас в театрах ужасно гремят оркестры, нет звукового баланса, как в иностранных операх. Акустика в большинстве театров и концертных залов оставляет желать лучшего. В Москве замечательная акустика в Большом зале консерватории и, пожалуй, все. В петербургских театрах, за исключением нового концертного зала Мариинки, те же проблемы.
Есть и третья причина – вкусы тех, кто поет, дирижирует или играет на рояле, тех, кто слушает. Певец заорет в конце арии верхнюю ноту – и абсолютный успех у публики. Постоянно слышу от коллег выражения типа “наполняет – не наполняет”, “продавил – не продавил”. Просто заколдованный круг, который не разорвешь”,
– сказал Вдовин.
Вдовин сказал, что не призывает к тому, чтобы певцы пели тихо. Но все же он считает, что им не следует соревноваться с целым оркестром. Вдовин считает, что певцы должны петь “многокрасочно”.
“Россия всегда была богата голосами. Но что с ними зачастую случается к 35 годам? Начинаются голосовая “качка”, дрожание, сип, пропадают участки диапазона. Им говорят: вы уже не нужны, давайте молодых, новое вокальное пушечное мясо.
Меня удивляет, что критика мало об этом пишет. Надо бить во все колокола, иначе будет не вместе, грязно, громко и кто кого перекричит. Смысл оперного искусства не в этом”,
– сказал Вдовин. Кроме того, он сообщил, что сейчас ситуация в оперном искусстве непростая, поскольку по нему сильно ударил кризис. По словам Вдовина, сейчас закрываются театры, сокращаются театральные сезоны и ассигнования на постановки. Среди певцов огромная конкуренция.
Когда Вдовина спросили о том, надо ли учить певцов восприятию современного прочтения некоторыми режиссерами классических опер, Вдовин ответил:
“Жизнь этому учит. Да, многие певцы сопротивляются, и их можно понять: никому не хочется петь вниз головой или, как недавно было с одним нашим тенором в Зальцбурге, стоя на одной ноге в позе йоги. Другое дело, что они должны стараться быть лояльными к замыслу постановщика”.