На концерте симфонического оркестра американского города Шарлотт, штат Северная Каролина, когда звучала первая часть Первой симфонии Брамса, в зале настойчиво зазвонил телефон.
Подождав несколько секунд, дирижер оркестра Кристофер Уоррен-Грин повернулся в сторону нарушителя и предложил:
«Ответьте же ему. Скорее всего, это Брамс».
Похоже, музыканты начинают привыкать к неизбежности подобных инцидентов и воспринимают их с юмором.
Так, в 2013 году Джойс ДиДонато после того, как телефон на ее концерте зазвонил во время молитвы Дездемоны, отреагировала в том же ключе:
«Это Россини хочет узнать, как у меня вышло сегодня».
Айфоны – звонящие и вибрирующие – ночной кошмар и для музыкантов, и для окружающих слушателей, относящихся к концерту не как к легкомысленному досугу, но как к мероприятию ответственному, имеющему сакральные истоки. Мобильник – только первый пункт в списке факторов-раздражителей.
Почему даже в местах, которые мы относим к культурным площадкам, все равно не избежать встречи с хамством? Какие существуют механизмы влияния на поведение людей в театрах (музыкальных и драматических), в концертных залах?
Можно ли добиться от окружающих взаимного уважения? Утопично ли надеяться, что в один прекрасный день правила этикета перестанут быть номинальными?
Эволюция толпы: поиски взаимного уважения, или как вести себя на концерте