Международные музыкальные конкурсы в России прошли долгий путь от полного неприятия интернета (как было на XI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 1998) до триумфа новых технологий во время XV Международного конкурса им. Чайковского в 2015, когда конкурсные события освещали по меньшей мере шесть интернет-сайтов, а прямые видео-трансляции велись от начала и до конца конкурса.
Конкурс имени Чайковского вполне можно назвать главным российским музыкальным состязанием, поэтому оценивать влияние цифровых технологий на подобного рода события вполне логично именно по нему. В промежутке между этими датами степень “подключенности” менялась как для самого Конкурса имени Чайковского, так и для других российских музыкальных соревнований.
Grand piano competition – детище Дениса Мацуева, который принимал деятельное участие в подготовке и проведении Конкурса имени Чайковского в 2015 году. Кроме того, оператором конкурса Мацуева является всё тот же ФГБУК “Росконцерт”, который готовил и Конкурс имени Чайковского летом 2015. Неудивительно, что значительная часть того, что было наработано в июне 2015, организаторы использовали и при создании Grand piano competition.
Можно отметить официальные сайты, которые вроде бы сделаны разными разработчиками, но очень похожи как в хорошем, так и в плохом смыслах (скажем, упорное нежелание делать мобильную версию или хотя бы использовать адаптивный дизайн поражает в обоих случаях). Прямая трансляция в обоих случаях осуществляется компанией Medici, и это не может не радовать, потому что качество работы Medici на Конкурсе им. Чайковского потрясло даже самых убежденных скептиков.
Тем не менее, есть и отличия. На Конкурсе им. Чайковского не предполагалось вручение приза зрительских симпатий, поэтому слушательское голосование было организовано только на неофициальном сайте конкурса. Интерес к этим голосованиям оказался достаточно серьезным: по специальности “фортепиано” проголосовало примерно 5,5 тысяч человек, которые распределили места совсем не так, как это позже сделало жюри конкурса.
На официальном сайте Grand piano competition два дня назад тоже неожиданно появилась кнопка “Голосование”. Изначально на странице был представлен лишь список участников, а после голосования выводилось сообщение “Ваш голос учтен”. То есть по какому поводу проводится голосование, узнать не представлялось возможным.
Чуть позже организаторы всё же сформулировали вопрос к голосующим:
“Проголосуйте за участника, который понравился вам больше всего. Кто станет обладателем Приза зрительских симпатий – решать вам!”
В условиях конкурса нам не удалось найти упоминания ни о самом призе зрительских симпатий, ни о финансовом или каком-либо еще его выражении – вероятно, эта идея пришла организаторам в последний момент. В принципе, ничего страшного в этом нет. Другое дело, что смущает полная непрозрачность голосования: “наш голос учтен”, но узнать о том, как в настоящий момент распределились голоса, невозможно.
Не подвергая сомнению честность организаторов, нельзя не отметить, что с технологической точки зрения голосование на сайте Grand piano competition устроено очень просто и накрутить его не составляет ни малейшей проблемы. Но когда будет объявлен обладатель приза зрительских симпатий, мы не будем знать, честный ли это результат, результат ли накруток или же этого участника выбрали сами организаторы, даже не посмотрев на результаты голосования на собственном сайте.
По этому поводу мы предлагаем всем принять участие в неофициальном голосовании на ClassicalMusicNews.Ru. Мы не заявляли приз для Grand piano competition – нам просто интересно, насколько совпадут результаты этих голосований. Наше – абсолютно прозрачно. Вы можете проголосовать в любой момент, и так же в любой момент посмотреть, как распределились голоса.
Кроме того, наше голосование чуть сложнее обмануть – мы получили большой опыт в борьбе с накрутчиками на Конкурсе имени Чайковского.
Давайте пойдем в зал или будем слушать трансляцию Grand piano competition на сайте Medici, восхищаться талантом детей, а потом проголосуем. И не забудем поблагодарить Дениса Мацуева, который дал себе труд придумать конкурс, в котором не окажется проигравших – каждый участник будет поощрен.
Одно это уже делает Grand piano competition нерядовым событием в российской музыкальной действительности.
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru