Это определение часто адресуют многим известным вокалистам, но даже в огромном букете голосов выдающихся певцов есть голос, который трудно сравнить с каким-либо другим. Принадлежит он нашему великому соотечественнику Павлу Лисициану.
Слушая записи и концерты мировых звезд оперы, в том числе и итальянских, порой трудно определить исполнителя, в то время как тембр Лисициана невозможно спутать с каким-либо из голосов: золотой голос с бриллиантовым оттенком, спускающийся откуда-то сверху, и недаром передача, подготовленная российским каналом «Культура» к юбилею Большого певца, называлась «Человек, поющий с высоты».
Вспоминается, как в недалеком прошлом редакция отечественного радиовещания провела неофициальный конкурс на лучшее исполнение неаполитанских песен с участием самых известных в ту пору певцов Союза, в который был включен и давно оставивший сцену Павел Герасимович.
Результат превзошел все ожидания: подавляющим большинством предпочтение было отдано Лисициану. Его голос признали самым красивым, а исполнение – самым совершенным.
Личная и творческая жизнь певца связана с четырьмя городами: Владикавказ, Ленинград, Ереван и Москва. И каждый из них сыграл большую роль в формировании будущего мирового певца.
Свыше сорока партий, спетых на многих сценах мира, и записи, сделанные на радио и телевидении, остались эталонами исполнительства и вошли в сокровищницу мирового вокального искусства. Среди них – Жермон из оперы «Травиата» Дж. Верди и Валентин из «Фауста» Ш. Гуно, Эскамильо из «Кармен» Ж. Бизе и Амонасро из оперы «Аида» Дж. Верди, главные партии в операх П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» и «Иоланта».
Особое место в репертуаре певца занимают роли в армянских операх, где он исполняет исключительно главные партии. Это и Аршак в одноименной опере Т. Чухаджяна, Моси в опере «Ануш» А. Тиграняна. Особенно примечательным стало выступление Лисициана в партии Татула в опере А. Спендиарова «Алмаст», в которой певец блеснул на сцене прославленного Большого театра во время гастролей ереванской оперной труппы в дни Декады армянского искусства в Москве.
Его мягкий, бархатный голос одинаково звучал во всех регистрах. Все арии из опер, в отличие от многих певцов, он исполнял в оригинальных тональностях, особенно изумляя всех беспредельно верхними нотами, которые брал легко и непринужденно. Искусство Лисициана было высоко оценено во многих странах.
Он первым из советских певцов после Ф. И. Шаляпина с ошеломляющим успехом выступил на сцене знаменитого театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Там же в знаменитом концертном зале «Карнеги-холл» состоялся и его сольный концерт. Голос певца звучал во всех лучших концертных и оперных залах СССР, но больше всех на сценах Большого театра и Ереванского оперного им. А. Спендиарова, где, по мнению певца, он состоялся как музыкант и личность.
Лисициан всегда с любовью вспоминал свой ереванский период и с благодарностью тех деятелей культуры, которые сыграли большую роль в его творческой жизни.
Особая эра в творчестве певца – выступления на знаменитой сцене Большого театра, где он дебютирует в партии Елецкого в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» 21 марта 1940 года в ранге солиста оперной труппы.
Далее в течение 26 сезонов он исполняет ведущие партии баритонального репертуара, являясь фактически премьером театра. В это время в театре работают будущие легенды оперного и балетного искусства, такие как С. Лемешев и И. Козловский, М. Рейзен и М. Михайлов, А. Пирогов и Г. Уланова и О. Лепешинская, Н. Голованов и С. Самосуд, Ю. Файер и Б. Хайкин, которые на правах старших коллег поддерживают молодого певца.
Но особое отношение к молодому певцу проявлял выдающийся дирижер А. Мелик-Пашаев, творческий контакт с которым, как и с режиссером Б. Покровским, был плодотворным, и не случайно, что после ухода с поста этого крупнейшего мастера Лисициан покинул столь любимый им театр. Ему не было и 54 лет.
А буквально за два месяца до ухода певец исполнил одну из своих коронных партий: роль Елецкого в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского на сцене театра «Ла Скала» в рамках гастролей Большого в Милане. К этому времени певец, ставший одним из лидеров оперной труппы, сам помогал более молодым коллегам, таким как И. Архипова, З. Анджапаридзе, Г. Вишневская, И. Петров и многим другим.
Одним из запоминающихся событий для Лисициана стало совместное выступление в спектакле «Кармен» Ж. Бизе под управлением А. Мелик-Пашаева с выдающимся итальянским тенором Марио дель Монако на сцене Большого театра, где выступили в главных партиях также И. Архипова и И. Масленникова.
Сохранилась запись этого исторического спектакля, и каждый раз, слушая ее, не перестаешь восхищаться исполнителями, среди которых и наш выдающийся соотечественник. Будучи прекрасным оперным певцом, Лисициан был и замечательным камерным исполнителем. В его репертуаре огромное количество произведений западноевропейских, русских и армянских композиторов. И в любом из этих произведений проявляются огромный артистический талант, понимание стиля, безукоризненное знание текста, прекрасная дикция.
И еще в одной из сфер деятельности певец добился больших успехов – в педагогической. Более 30 лет Павел Герасимович передавал свой богатейший опыт молодым певцам, являясь одновременно вокальным консультантом Большого театра и Московской филармонии, а с 1967 по 1973 год он был связан с Ереванской консерваторией сначала как преподаватель, затем как профессор и завкафедрой. Параллельно вел мастер-классы во многих странах мира.
Среди учеников профессора Лисициана – первый лауреат международного конкурса среди вокалистов-армян Саркис Гуюмджян, сын певца Рубен Лисициан, Райнер Гольберг и Штефан Шпивак (Германия) и другие.
В 1965 году решением Министерства культуры СССР Лисициан первым из советских специалистов вместе с группой молодых певцов был командирован в театр «Ла Скала» для обмена опытом. Оставив большую сцену, Павел Герасимович продолжал выступать в концертах. По его инициативе создается «семейный квартет», где выдающийся мастер выступает со своими детьми, замечательными певцами Кариной, Рузанной и Рубеном, исполняя шедевры мировой классики.
Павел Лисициан неоднократно участвовал в международных конкурсах в качестве члена жюри рядом с теми, с кем еще недавно пел на сцене – Б. Нильсен, З. Палли, Ж. Пире, Ю. Берминг, И. Архипова, Дж. Лондон, З. Анджапаридзе и другие. Коллеги всегда высоко оценивали вокальное искусство выдающегося певца. Вот высказывания некоторых их них:
Ирина Архипова:
“Лисициан создал прекрасную страницу в истории Большого театра. Всегда восхищала гармоничная цельность его личности. Он был блистательным оперным певцом, актером, вдумчивым, тонким, интерпретатором камерной музыки, талантливым педагогом, добрым, искренним другом.”
Марио дель Монако:
“Лисициан – обладатель голоса редкой красоты. Такого певца не часто встретишь на оперной сцене, который создает образы такими, какими их создает автор. Артист – властелин на сцене во всем, что он делает.”
Сергей Лемешев:
“Лисициан – обладатель красивейшего голоса: он не преодолевает трудности, а наслаждается, а вместе с ним наслаждаемся и мы легкостью и естественностью певческого процесса.”
С именем Павла Герасимовича связаны замечательные страницы мировой истории оперы. С целью увековечить память великого певца в 2009 году I международный конкурс молодых певцов прошел во Владикавказе, городе, где родился Лисициан.
Армения также тепло отнеслась к памяти певца: в июле текущего года по инициативе Министерства культуры и музыкального общества был проведен Первый республиканский конкурс его имени, а в день рождения была открыта мемориальная доска на доме, где когда-то проживал великий певец. Специально для этого из Москвы приехали дочери Павла Герасимовича – Карина и Рузанна.
Вечером того же дня в театре им. А. Спендиарова состоялся вечер и концерт, где выступили молодые певцы оперы и лауреаты республиканского конкурса вокалистов им. Лисициана, на котором звучал в записи и голос великого певца. И сегодня, слушая их, лишний раз убеждаешься: это поистине золотой голос XX века.
Рафаэл Акопянц, “Еркрамас”