Попалась на глаза статья в «Коммерсантъ» о том, какого великого шедевра лишился Санкт-Петербург, отказавшись от «Золотого купола» Доминика Перро. И какой «заурядный» театр приобрёл в нынешнем здании «Мариинки-2».
Признаюсь честно — увидев снятые леса с нового корпуса Мариинки-2, сердце ахнуло. От огорчения. Когда же узнал о сумме, затраченной на всё это — 22 миллиарда рублей, ахнуло ещё раз.
На эти деньги можно построить несколько таких проектов — и это не преувеличение. К примеру, только что построенный «Дворец зерна» в Казани, вполне достойный служить Мариинским театром, обошёлся ровно в десять раз меньше — 2,2 миллиарда.
Сразу после постройки «Дворец землевладельцев» тоже вызывал немало споров по поводу эклектичности и неуместности подобного «северного» стиля для Татарстана, но мгновенно стал достопримечательностью города, привлекающей туристов.
И всё-таки эта статья вызвала не меньшее отторжение. Смысл послания в том, что Гергиев осознал величие проекта Доминика Перро, но не вынес его бессмертия, – того, что здание навсегда будут ассоциировать с Перро, а не Гергиевым. Это, конечно, бред, комментировать который не стану — кажется, только автор не заметил ущербности подобного мышления, читатели видят и так.
Второй посыл — струсили. Смело, амбициозно… А мышление ещё совковое, да и побоялись строить — якобы не справятся.
«Вот уже несколько десятилетий в мире развивается современная архитектура, смелая, необычная, которая меняет культуру — музеи, концертные залы, библиотеки. Строить их нелегко, принять их иногда сложно, но они делаются с амбициями, с желанием передать новую визуальную культуру».
Сегодня действительно строятся современные здания, с потрясающей архитектурой. Да, Coop Himmelb(l)au, упомянутая в той самой статье, способна создавать очень талантливые вещи. И возможно, центру Санкт-Петербурга действительно не помешал бы архитектурный шедевр, даже если бы чуть выбивался из сложившейся среды. А лучше — если бы гармонировал, как гармонирует «Дворец землевладельцев».
Вот только проект Перро никакого отношения к подобному шедевру не имеет. По форме его «Золотой купол» – это просто художественно смятая бумажка, брошенная на асфальт, пусть и из золотой фольги.
Возможно, реально брошенный в порыве отчаяния самим Перро смятый лист и послужил ему источником вдохновения — не стоит гадать. Очевидно одно — Перро далеко не Растрелли и не Монферран.
Гергиев же прекрасно знает чего хочет — всегда. И чего не хочет — тоже знает. Этого «шедевра» он не захотел — и слава Богу. Конечно, сегодняшняя Мариинка-2 тоже не шедевр, но подбирать за кем-то мятые бумажки…
И не стоит обманывать людей, выдавать эти самые мятые бумажки за не воплощённые шедевры — это мусор и место его в корзине истории.
Евгений Бойко, “Classica FM”