14 ноября 1942 года родилась выдающаяся виолончелистка современности Наталия Григорьевна Гутман. Предлагаем вниманию читателей рецензию, которая была опубликована в саратовском журнале “Рампа” в марте 2004 года.
Седьмой Российский фестиваль имени Генриха Нейгауза открылся двумя «восклицательными знаками» – ошеломляюще прекрасным явлением Наталии Гутман в камерном (в дуэте с пианистом Вячеславом Попругиным) и симфоническом вечерах в зале Саратовской филармонии имени А. Шнитке.
Подобно циклу прелюдии и фуги, оба концерта оставили впечатление драматургической целостности и особой событийности. Изысканная программа сонатного вечера (Мендельсон, Пуленк, Дебюсси), включившая также пьесы Шумана и сыгранные «на бис» части сонат Шостаковича и Бриттена, соответствовала праздничной атмосфере открытия.
На одном дыхании, от первой до последней ноты, зал слушал Первый концерт для виолончели с оркестром Шостаковича, исполнение которого, конгениальное авторскому замыслу, доступно, кажется, только Наталии Гутман.
Её верность Нейгаузовскому фестивалю и Саратову трогательна, надёжна и последовательна. Любовь к Генриху Густавовичу она впитала с молоком матери – прекрасной пианистки, с которой, кстати, юная Наташа впервые выступала в Саратове в 1962 году.
Ещё школьницей маленькая виолончелистка регулярно удирала с уроков по понедельникам и четвергам, чтобы посидеть «от звонка до звонка» в классе Нейгауза. Магическому духу нейгаузовской школы она принадлежит в той же степени, что и своим непосредственным учителям.
Она прекрасно играет на рояле и с таким же успехом, на мой взгляд, могла бы дирижировать, если бы только захотела. Искусство Наталии Гутман давно вышло за рамки чисто инструментального исполнительства, подтверждая известную мысль Александра Блока
«не существует отдельных искусств, существует только единое искусство».
Наталия Гутман не играет, она излучает музыку.
Святослав Рихтер, с которым Наталию Гутман и её незабвенного супруга Олега Кагана связывала высокая пожизненная дружба, открывает нейгаузовский список её партнёров-пианистов: Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Алексей Наседкин, Василий Лобанов…
Недавно опубликованные дневники Рихтера изобилуют впечатлениями об игре Гутман. Вот лишь некоторые из них:
«Большой пиетет присутствует у слушателей, когда играет такая артистка, как Наталия Гутман. Она – воплощение честности в искусстве»;
«Бах идеален во всех своих сочинениях, и Наташа, вероятно, исполняет его лучше всех. Её дисциплина и требовательность достойны восхищенья, и чистота отношения к музыке кристальна».
Несмотря на двадцатилетний пласт времени, эти строки прочитываются так, словно Святослав Теофилович слушал её вместе с нами, на днях.
«Роман» саратовской публики с Наталией Гутман длится много лет. Она, одна из самых любимых и долгожданных, всегда дарит настоящее, выстраданное и человечное искусство. Её одухотворённая музыкальная речь внятна даже новичкам, а божественное одноголосие её виолончели – будь то сюиты Баха или пронзительный монолог-каденция Первого концерта Шостаковича – трогает до слёз и очищает душу до дна.
В одном из писем Генриха Густавовича Нейгауза к Семёну Соломоновичу Бендицкому (февраль 1945 года) можно прочесть восторженные слова Учителя о своём любимом ученике – Рихтере:
«Из музыкальных явлений и впечатлений в Москве всё-таки самое отрадное и крупное – это Слава. Чем больше его узнаю, тем больше его люблю и восхищаюсь им. Это именно то, что «потом» называют гением, а вначале «стесняются». Признание и успех его неслыханный и самой высокой пробы».
Мне отчётливо помнится, как воспринял мой учитель Семён Соломоновч Бендицкий первое выступление в Саратове Наташи Гутман, когда ей не было ещё и двадцати лет. Он не «постеснялся» и серьёзно сказал: «Гений».
Артистическая судьба Наталии Гутман – непрерывное восхождение. Это и к ней, точнее – к поэту, художнику, мудрецу в ней – обращены заключительные строки стихотворения Рильке «Созерцание»:
Не станет он искать побед.
Он ждёт, чтоб высшее начало
Его всё чаще побеждало,
Чтобы расти ему в ответ.
Татьяна Кан, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова