В прошлом году исполнилось двадцать лет со дня смерти Мечислава Вайнберга, выдающегося российского композитора польско-еврейского происхождения, одного из ведущих представителей российской музыки второй половины ХХ столетия.
Мариинский театр в Петербурге, руководимый Валерием Гергиевым, отметил эту годовщину великолепной премьерой последней оперы Вайнберга — «Идиот» по Федору Достоевскому.
Довольно далекий от авангарда, но неизменно со своим собственным, оригинальным стилем (хотя и заметна сильная связь его работ с творчеством Шостаковича), Вайнберг (в противовес тому, что иногда пишут в польской прессе) при жизни пользовался в России большим авторитетом: его музыку играли такие выдающиеся российские исполнители, как Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Мария Гринберг, Мстислав Ростропович и Геннадий Рождественский.
Он получил звания заслуженного деятеля искусства РСФСР (1971) и народного артиста РСФСР (1980), а также Государственную премию СССР (1990) и премию имени Шостаковича (1995). Будучи представителем трех культур, он очень ценил свои польские корни.
Как он сам говорил, без Шопена он не представляет себе жизни; большое впечатление на него всегда производили произведения Витольда Лютославского. На стихи любимого им Юлиана Тувима (влияние которого на свое собственное творчество он сравнивал только с влиянием Шостаковича) он написал 8-ю симфонию «Польские цветы».
Польской тематике посвящены также две его оперы: «Пассажирка» (1968) и «Мадонна и солдат» (1970). Эта вторая, основанная на рассказе Владимира Богомолова «Зося» о любви польской девушки и молоденького советского офицера, была поставлена в Малом оперном театре Ленинграда. «Пассажирке», написанной по известной повести Зофьи Посмыш, вначале повезло меньше — при жизни композитора сцены она не увидела..
В Польше в те годы мы мало знали о Вайнберге и были плохо знакомы с его музыкой. Положение изменилось только после смерти композитора под влиянием — как это часто у нас бывает — западных отзывов о нем. Еще в 90-х им серьезно заинтересовались в Европе, а в 2010 году на фестивале в Брегенце поставили «Пассажирку» и другую оперу Вайнберга — «Портрет» по повести Гоголя.
Постановка «Пассажирки», выполненная известным английским оперным режиссером Дэвидом Паунтни, вскоре появилась в Большом театре в Варшаве, затем Паунтни поставил там же «Портрет».
Свою последнюю — и лучшую! — оперу «Идиот» по Достоевскому Вайнберг закончил в 1986 году. В начале 1992 ему довелось увидеть ее предпремьерный прогон в Московском камерном музыкальном театре, где ее поставил руководитель труппы, легендарный Борис Покровский.
Хотя у Покровского опера шла со значительными купюрами и с камерным составом оркестра, уже тогда она произвела на меня сильное впечатление. Однако только спектакль в Мариинском театре, где была представлена практически полная версия партитуры, позволил мне испытать всепоглощающее воздействие произведения Вайнберга.
Либреттист (Александр Медведев) и композитор сконцентрировались на глубоком психологическом анализе героев литературного первоисточника и передаче их непростых взаимоотношений. Связи между героями оперы были в словесном и музыкальном текстах отражены с таким огромным драматизмом, с такой мощной экспрессией (и притом с сохранением духа шедевра Достоевского), что, слушая произведение, полностью отдаешься его магнетической силе.
Это впечатление усиливают великолепные режиссура и сценография Александра Степанюка, удачно выстраивающие условно задуманное сценическое пространство и с большой точностью сценически передающие поведение действующих лиц драмы. Высочайших оценок заслуживают исполнители: как оркестр (подготовленный Томасом Зандерлингом, сыном знаменитого Курта Зандерлинга, которому Вайнберг посвятил свою 2-ю симфонию), так и певцы-солисты, большей частью воспитанники Академии молодых певцов Мариинского театра.
Последнюю оперу Вайнберга я готов причислить к самым выдающимся произведениям конца XX века.
Гжегож Вишневский, “Санкт-Петербургский Музыкальный Вестник”