Продолжается дискуссия о новых инициативах Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ в области профессионального музыкального образования.
Предыдущие публикации на эту тему можно найти на ClassicalMusicNews.Ru по тегу #проблема ССМШ 2014.
Напомним, что министерствами был предложен федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в соответствии с которым предлагается начинать профессиональное обучение музыке с пятого класса, а не с первого, как это происходит сейчас.
Иными словами, если в настоящее время профессиональное музыкальное обучение в средних специальных музыкальных школах (ССМШ) начинается с первого класса, непрерывно продолжается по одиннадцатый класс и регулируется одним ФГОСом, нововведение предлагает создать два стандарта (с 1-го по 4-й классы и с 5-го по 11-й).
Сделано это с тем, чтобы устранить имеющиеся несоответствия текущего ФГОСа положениям закона “Об образовании в РФ”.
Тем не менее, многие директора российских ССМШ (в том числе директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов и директор ЦМШ при Московской консерватории Владимир Овчинников) считают, что упомянутый закон можно читать двояко (см. интервью Михаила Хохлова), а главное, введение новых ФГОСов в таком виде, в каком это предлагают сделать министерства, фактически уничтожит профессиональное детское музыкальное образование в России.
Михаил Хохлов: “Чтобы работать на благо страны, в детях должен быть воспитан дух”
22 января 2015 был опубликован Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, состоявшегося 24 декабря 2014 года. В этом перечне под номером Пр-93, п.2в находится поручение, которое формулируется следующим образом:
“Принять меры, направленные на сохранение в общеобразовательных организациях при внедрении новых образовательных стандартов системы непрерывного (с 1-го по 11-й класс) профессионального образования в сфере искусств”.
Казалось бы, проблема решена – Президент высказался однозначно, в связи с чем инициативы по изменению действующих образовательных стандартов должны быть отменены или приостановлены.
Однако не все так просто. Есть информация о том, что во время одного из последних совещаний, во время которых обсуждалась судьба образовательных стандартов для ССМШ, было принято решение, в соответствии с которым будут все-таки существовать два ФГОСа (1-4 и 5-11 классы). При этом содержательная сторона обучения каким-то образом сохранится, более того, сохранится возможность обучать детей музыке на профессиональном уровне с первого класса.
Вместе с тем известно, что деятельность образовательных организаций в России осуществляется не на основании чьих-либо обещаний, а на основании ряда законов и подзаконных актов. Имея на руках не только цитаты, но и некоторые документы, попробуем разобраться, о чем идет речь, насколько уверенно можно говорить о том, что проблемы более не существует и как именно музыкальная школа-одиннадцатилетка может существовать в актуальном юридическом поле.
Прежде всего, следует помнить о том, что в настоящее время в России действует закон “Об образовании в Российской Федерации“, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, в котором есть Статья 83, которая целиком посвящена вопросам регулирования образования в художественной сфере.
В соответствии с этой статьей, в интегрированных школах (к которым относятся средние специальные музыкальные школы, а по-простому – музыкальные школы-одиннадцатилетки) федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) должен предусматривать особые условия для детей, занимающихся искусством.
Другими словами, государственный образовательный стандарт начальной школы в интегрированных школах должен отличаться от государственного стандарта в общеобразовательных школах. Потому что в общеобразовательных школах не предусмотрено этих особых условий.
В интервью ClassicalMusicNews.Ru директор ССМСШ им. Гнесиных Михаил Хохлов в ответ на вопрос, как по действующему закону должно быть построено обучение в музыкальных спецшколах в начальный период, ответил:
“Все музыкальные предметы должны быть выведены за рамки стандарта общего образования. Поэтому, не получится так, как сейчас, когда все идет в едином процессе, чередуясь – русский язык, слушание музыки, арифметика, ритмика, чтение, сольфеджио. Нет, этого нельзя. Должны изучаться общеобразовательные предметы, а музыкальные потом – в свободное время и дополнительные часы.
По предлагаемым правилам ребенок, поступивший к нам в 1-ый класс, имеет полное право не посещать музыкальные предметы – они же за рамками обязательной программы. А ребенок, поступивший к нам же в 1-ый класс «музыкальной школы», может учиться в другой общеобразовательной!”
Это достаточно сильно меняет принципы работы музыкальной спецшколы, как особенного образовательного учреждения, готовящего элитные кадры для российского музыкального искусства.
Тем не менее, представим себе, что с осени 2015 года специальное музыкальное образование будет работать по тем принципам, которые предлагают Министерство культуры и Министерство образования. Как эти принципы могут быть формализованы юридически?
В распоряжении ClassicalMusicNews.Ru есть проект учебного плана на 2015-2016 учебный год, подготовленный администрацией ССМШ Ростова-на-Дону при Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, который составлен исходя их новых реалий.
Этот проект, не являющийся пока утвержденным, по некоторым данным ряду чиновников представляется интересным и, возможно, его будут рассматривать как пример учебного плана и для других ССМШ в России.
Важно, что в этом плане есть два разных раздела: общее образование в рамках ФГОС и внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью, как мы видим, подразумеваются как раз все те музыкальные предметы, которые и отличают специальную музыкальную школу от любой другой.
Таким образом, определение всем музыкальным предметам дано – это “внеурочная деятельность”. Что Министерство образования и подразумевает под этим термином?
Существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”, в котором дается определение внеурочной деятельности и разъясняется порядок ее организации:
“Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО (начального общего образования – прим. ред.) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования”
И далее:
“Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других”
Таким образом деятельность по воспитанию профессиональных музыкантов предлагается организовать в виде “секций” и “кружков”, фактически сделав ее необязательной.
Изучив в интернете отзывы педагогов о практике внедрения “внеурочной деятельности” в обычных российских школах, мы обнаружили интересную дискуссию на сайте “Современный учительский портал”. Приведем некоторые цитаты из нее:
Ольга Михайловна Носова (Начальная школа, рук-ль МО):
“В связи с внедрением ФГОС в начальную школу нам “подарили” 10 часов внеурочки. Но оплата “смешная”. Никто не хочет вести ее за копейки. Во-первых сначала написали программы, которые прошли рецензирование, а теперь разрабатываем занятия. Работы очень много, но вот оплата не соответсвует.
Как обстоят дела у Вас?”
Ольга Викторовна Плотникова (Учитель начальных классов):
“Внеурочная деятельность – дело неплохое. Дети получают возможность развивать свои способности в различных кружках и секциях. Только вот нагрузка большая (считаю, что 10 часов в неделю – это многовато для ребенка, особенно для первоклассников. Дети устают.). Сама веду 7 часов внеурочки – кружок “Шахматная школа” в рамках обязательного всеобуча по шахматам. Времени для подготовки, действительно, требуется много. Учитывая, что у педагога начальных классов нагрузка небольшая (много часов забирают предметники: ин.язык, музыка, ОРКСЭ, физ-ра), часы внеурочной деятельности являются неплохим подспорьем. Оплата внеурочки невысокая, но все же больше, чем ГПД”.
Людмила Анатольевна Адамбаева (Начальные классы):
“Коллеги! Как здорово, что затронули тему оплаты внеурочной деятельности. Она у нас в школе никак не оплачивается. Мы ведем данную деятельность в рамках оплаты ГПД. То есть в рамках времени проведения групп продленного дня отводим час на проведение внеурочки. Никаким документом, позволяющим нам требовать оплаты внеурочной деятельности, подкрепить не можем. У меня к вам вопрос: каким образом происходит финансирование внеурочной деятельности в ваших школах? Какими нормативными документами пользуются ваши бухгалтера? Очень жду ответа”.
Ольга Михайловна Носова (Начальная школа, рук-ль МО):
“Это тайна покрытая МРАКОМ! Нам объяснили так, чтобы мы не поняли”.
Интересующиеся могут полностью изучить эту дискуссию по приведенной ссылке.
Выводов из нее можно сделать два: во-первых, “внеурочная деятельность” – это, действительно, прежде всего разного рода общеразвивающие кружки. Во-вторых, в настоящее время нет четкой схемы финансирования такой деятельности, и каждая школа решает эту проблему по-своему.
Нетрудно догадаться, что для специальных музыкальных школ такой вариант не самый подходящий. В целом, получается, что вопросов при переходе ССМШ на такую схему работы будет больше, чем ответов. На практике это будет означать, что музыкальные спецшколы перестанут существовать в том виде, в котором мы их знаем сегодня.
При этом понятно, что поручение Президента, касающееся спецшкол, существует. Но получается, что оно противоречит существующему законодательству?
Не совсем. Возможность этих противоречий учтена в самом первом пункте Поручений, в котором сказано
“1. Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации в целях реализации Основ государственной культурной политики представить в установленном порядке:
а) <…>
б) предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с целями и задачами государственной культурной политики;”
Это меняет дело. В таком случае, выходов из этой ситуации существует два.
1. До 1 мая подготовить и внести в Госдуму поправки к Закону об образовании, которые вернут в ССМШ единый ФГОС (с 1 по 11 класс), выполнив, таким образом, поручение Президента.
2. Руководствуясь поручением Президента, принять решение, в соответствии с которым будет продлено действие существующих и используемых в настоящий момент ФГОСов для ССМШ, рассчитанных на весь период обучения (с 1-го по 11-й класс). В этой части действие существующего закона “Об образовании” в отношении ССМШ будет приостановлено до утверждения поправок в закон. Сами поправки можно будет принять осенью.
В заключение хотелось бы привести пример из реальной жизни, который наглядно демонстрирует, что ждет любую ССМШ, если существующие сегодня юридические нормы оставить без изменений.
Известно, что любое образовательное учреждение в России должно регулярно проходить переаккредитацию, чтобы соответствовать новейшим юридическим и образовательным нормам. Случилось так, что из всех российских ССМШ первой переаккредитацию выпало проходить одиннадцатилетке, расположенной в Воронеже.
В распоряжении ClassicalMusicNews.Ru есть копия документа, озаглавленного “Приложение к заключению по аккредитационной экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования “Воронежский музыкальный колледж”” и т.д. – название очень длинное. Документ носит подзаголовок
“Замечания, предложения и рекомендации экспертной группы”
Пункт 1.2 это документа гласит:
“Начальное основное общее образование в колледже реализуется в соответствии с ФГОС СПО по специальности “Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)”, что противоречит части 11 статьи 83 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, согласно которой в образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы начального общего образования реализуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования”
Для тех, кто не до конца осознал смысл этого заключения, переведем его на обычный русский язык: Воронежская одиннадцатилетка, работая сегодня так, как представляется нам всем работа музыкальной спецшколы, нарушает федеральный закон.
В соответствии с приведенным выше заключением комиссии Рособрнадзора, в настоящее время спецшкола имеет право обучать детей музыке только во внеурочное время.
Таким образом, мы видим, что есть, с одной стороны, теоретические выкладки, а с другой – реальная жизнь, юридическая действительность.
Если эту юридическую действительность не изменить, уведомления, подобные вышеприведенному, вскоре получат все музыкальные спецшколы России. Их и так немного – всего около десяти. Все они рано или поздно будут вынуждены соблюдать федеральный закон – и благодаря этому перестанут существовать.
Но понимают это сейчас, похоже, только Президент и профессионалы, связанные с искусством.
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru