Чему и как будут учить студентов на «Основах государственной культурной политики»?
С нового учебного года в ряде подведомственных Министерству культуры вузах вводят новый предмет – «Основы государственной культурной политики».
Дисциплина появится, в частности, в расписании студентов Московской консерватории, ГИТИСа, Академии русского балета, Екатеринбургского театрального института, Уральской консерватории и не только.
Чему будут учить будущих деятелей культуры и ждать ли от курса идеологической наполненности, разбирался Znak.com.
Рекомендация обязательна к выполнению
Программа нового учебного курса основана на обнародованном Минкультом еще в декабре 2014 года документе «Основы государственной культурной политики» и на развивающей его тезисы «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».
Они вошли в примерную программу курса, которая была выслана вузам практически сразу после июньского совещания ректоров в Крыму. На этой встрече министерство рекомендовало всем подведомственным вузам включить предмет в учебный план.
В Минкульте (отвечая на письменный запрос Znak.com) подтвердили информацию о том, что предмет был именно рекомендован, и на вопрос, какие меры будут приниматься в отношении вузов, не включивших «Основы» в учебный план, пояснили, что «пока нет никаких оснований для постановки такого вопроса».
Тем не менее рекомендацию в вузах приняли в качестве обязательной к выполнению, причем причиной введения необязательного предмета в Екатеринбургском театральном институте назвали именно тот факт, что «последовали рекомендации». Об этом же сообщили ранее и в Московской консерватории – в комментарии «Новой газете»:
«Подчиняемся тому, что это необходимо и продумано нашим министерством».
Тот материал, который Министерство культуры отправило высшим учебным заведениям, должен определять лишь структуру учебного курса – основное его содержание вузам необходимо было разработать самостоятельно. На то, чтобы найти преподавателя для ранее не существовавшего предмета, а затем уже ему разработать учебный курс, рассчитанный на два семестра, было всего два месяца.
Из-за недостатка времени к началу учебного года рабочая программа дисциплины оказалась сырой. Об этом свидетельствуют обобщенные ответы преподавателей по поводу содержания курса.
«Основы государственной культурной политики» для студентов Московской консерватории читать будет приглашенный преподаватель – доцент Экономического университета им. Плеханова, кандидат экономических наук Фарида Кульмухаметова. Она будет рассказывать учащимся о сегодняшних направлениях культурной политики России.
Среди лекционных тем, названных Фаридой Минахматовной, есть «государство как субъект культурной политики», «механизмы управления в сфере культуры», «сохранение культурного наследия народов России» и «понятие ценности». Поговорить предметно о перечисленных темах не получилось – на момент разговора программа дисциплины была еще на стадии разработки.
Преподаватель того же предмета и проректор по учебной работе Екатеринбургского государственного театрального института, кандидат культурологии Анна Глуханюк в разговоре 1 сентября также не стала вдаваться в подробности:
«Все, что учтено в документе государственной культурной политики, будем освещать студентам. [Как это будет происходить], зависит от того, как будет выстроен сам курс, мы будем использовать разные формы – семинары, творческие задания, примеры какие-то будем искать».
Планировалось, что содержание курса вузы составят в зависимости от своего профиля. Комментируя это, в ЕГТИ обещали, что будут «обращать больше внимания на политику в области театрального дела, сценических, экранных искусств», а как это будет осуществлено на практике – пока неизвестно.
Судя по всему, в этот семестр собственных наработок в рамках предмета у вузов нет, это означает, что в лекциях доминировать будет информация из двух ключевых документов по актуальной культурной политике страны – названные выше «Основы» и «Стратегия».
Впрочем, это соответствует обозначенной минкультом цели данного курса:
«Самое главное – разъяснить подрастающему поколению содержание «Основ государственной культурной политики». У студентов появится возможность ознакомиться с важными для страны документами и доктринами.
Они смогут осмыслить ключевые концепты «Основ», в которых заключены ценности, выработанные поколениями. Мы обязаны сохранить их и тем самым внести свой вклад в интеллектуальное и духовное богатство общества».
«Ценности» и «антиценности»
Заявленная в «Основах» новая культурная политика в своих задачах – от поддержки профессиональной творческой деятельности граждан до сохранения культурного наследия народов России и утверждения ценности накопленного прошлыми поколениями опыта – базируется на выстраиваемой государством системе ценностей. В ней по одну сторону идут традиционные ценности, а по другую – нетрадиционные, иначе они называются «чуждыми».
Вопрос о ценностях – разговор не философский, он напрямую связан с государственным финансированием. В «Основах государственной культурной политики» сказано, что государство не обязано и не намерено поддерживать творческие поиски:
«никакие эксперименты с формой не могут оправдать содержания, противоречащего традиционным для нашего общества ценностям», а потому такие эксперименты «не имеют оснований претендовать на государственное финансирование».
На вопрос, о том, кто решает, что является чуждыми ценностями, ответили в минкультуры:
«Народ решает, какие ценности ему чужды, а какие – органичны. Он имеет право руководствоваться теми ценностями, которые выработаны в ходе его истории, признаются в обществе».
При этом какие ценности будут называться студентам в качестве нетрадиционных, то есть их примеры, равно как и что делать с теми творческими проектами, ценности которых вдруг окажутся «чуждыми», – эти вопросы остаются открытыми.
Преподаватель нового предмета в Московской консерватории Фарида Кульмухаметова оказалась неготовой к вопросу о том, что такое «чуждые ценности» и какие им есть примеры.
«Не наши, ценности других стран – почему они должны финансироваться?»
– задала она вопрос в процессе разговора. В Министерстве культуры примеров тоже не назвали, но пояснили, что
«чуждыми ценностями и псевдоискусством стоит считать то, что принижает в человеке человеческое и не отвечает общечеловеческим ценностям».
В высланной вузам примерной программе учебного курса о примерах чуждых ценностей также ни слова. Кульмухаметова связывает это с тем, что
«новый курс студенты будут слушать параллельно с базовыми дисциплинами, такими как культурология, философия, история – где о ценностях будет наверняка говориться».
Другое дело, что в документе есть примеры «антиценностей» – это «засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев», и «пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость». Правда, по тексту неясно: являются ли «антиценности» синонимом «чуждым ценностям» или речь идет о термине, обозначающем нечто другое.
Гораздо больше в документе говорится о «традиционных ценностях». Таковыми называются патриотизм, «сохранение территориальной целостности России», «приоритет духовного над материальным» и «традиционные семейные ценности». Они и должны по результатам новой культурной политики занять весомое место в художественном осмыслении будущих деятелей искусства.
Вообще, в новой культурной политике речь идет о «коренном изменении отношения к культуре». Культура сегодня оказывается в приоритете у государства по той причине, что она на протяжении российской истории
«сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене».
Словом – она работала на достижение тех целей, которые на сегодняшний день ставятся в рамках культурной политики.
Без правильной системы ценностей как базовой части культурной политики в тексте «Основ» обещают наступление «гуманитарного кризиса». О «наиболее опасных» его проявлениях написано и в «Стратегии»: к примеру, это «девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров», а также «деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России».
«Поэтому и вышел приказ разработать такой курс, чтобы повысить уровень образованности и культурный уровень студентов и граждан вообще, все это ведет к оздоровлению нации в культурном направлении: это повышение уровня воспитания, упор на сохранение наследия и исторических культурных ценностей, сохранение межкультурных связей между конфессиями и так далее»,
– говорит о следствии угрозы гуманитарного кризиса преподаватель предмета Фарида Кульмухаметова.
Обучение гражданственности
В какой форме и за сколько часов учебного времени нужно будет донести до студентов материал, представленный в «Основах» и в «Стратегии», вузы выбирают сами. К примеру, в Московской консерватории предмет будут изучать один семестр на первом курсе и один семестр на пятом.
Вопросы культурной политики будущие музыканты будут обсуждать в ходе круглых столов, а о статистике в области культурной политики узнают из презентаций. Их с иллюстрациями и цифрами планирует подготовить Фарида Кульмухаметова:
«Я буду брать из самой «Стратегии» информацию о том, какие памятники построены, какие досуговые организации были открыты, сколько, к примеру, музыкальных школ на сегодняшний день уже есть, а сколько планируется через 10 лет».
Усвоение этих данных и государственных концептов не отнимет у студентов учебные часы по другим предметам, считает проректор по учебной работе Московской консерватории Лариса Слуцкая.
«Мы сократили лишь занятия на самостоятельную работу, которые предполагают возможность самостоятельно заниматься по такому-то предмету такое-то количество часов, – например, посвятить свободное время изучению литературы без участия педагога»,
– пояснила она. В Екатеринбургском театральном институте учебное время на новую дисциплину распределили иначе: в этом году изучать «Основы» будут студенты всех курсов.
«Предмет вводится с этого года, и те, кто не успели прослушать [курс], они тоже его прослушают»,
– сообщила проректор по учебной работе Анна Глуханюк.
Занятия в этом году у всех курсов ЕГТИ уложатся в один семестр.
На вопрос о том, как новая дисциплина поможет актерам и режиссерам в будущем в их профессиональной деятельности, Анна Глуханюк ответила, что
«они будут понимать, как развивается культурная сфера государства, в котором они живут и будут работать, и смогут вкладывать своим творчеством в перспективы его развития».
По поводу будущего студентов Московской консерватории их проректор Лариса Слуцкая пояснила следующее:
«Кто-то [из них] пойдет заниматься менеджментом в своей сфере, кто-то станет руководителем, а кто-то, может быть, и в министерстве. Все, кто занимается сферой культуры, должны знать, что делает государство в этой области, как помогает, как старается.
Это как патриотизм – ты должен знать, что для тебя делает твоя страна. Знания о том, сколько и чего предполагается и какие по этому поводу есть законы, помогут им, в какой бы должности они ни работали».
Зачем министерству нужно, чтобы студенты «творческих» вузов изучали культурную политику, можно, впрочем, узнать из первых уст. Статья министра культуры Владимира Мединского под концептуальным названием «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» представлена в заключение документа «Основы государственной культурной политики».
«Чиновник не должен руководить творчеством» и «не имеет права решать, какими образами «должен» мыслить художник», напоминает министр. При этом «единственным гарантом «созвучия» государства, общества и искусства», на взгляд Мединского, может быть «гражданственность самих деятелей культуры».
Содержание новой дисциплины, по крайней в этом году, будет максимально подробно следовать тезисам «Основ» и «Стратегии», и, судя по ним, студентов действительно намерены обучить гражданственности.