Современные хореографы, чьи постановки можно увидеть в ближайшее время.
Жан-Кристоф Майо
Жизнерадостный и остроумный творец из Монако возглавляет Балет Монте-Карло с 1993 года. Тогда покровительница труппы принцесса Ганноверская пригласила молодого хореографа с карьерой солиста и опытом постановок во Франции.
Майо создал неповторимый авторский театр, а пятьдесят танцовщиков под его руководством завоевали репутацию одной из лучших компаний Европы.
Как считают критики, Майо «стремится создавать балет как диалог, в котором классические традиции и современный авангард не являются взаимоисключающими понятиями». В добавление к основной работе мастер основал Танцевальный форум Монако – престижный международный фестиваль, а также возглавил Академию танца имени княгини Грейс.
Но только Большой театр сумел уговорить Майо на новый спектакль – и притом успешный – за пределами своей труппы. Так возникла балетная шекспировская комедия «Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича.
Где увидеть: «Укрощение строптивой». 3 и 4 декабря. Большой театр.
Джон Ноймайер
Американец из Милуоки много десятилетий возглавляет Гамбургский балет последние годы – в неофициальном статусе живого классика. По первому образованию Ноймайер – бакалавр литературы, а по мышлению – философ. Его спектакли часто поставлены по известным литературным произведениям. Среди таких балетов «Отелло», «Чайка», «Нижинский», «Пер Гюнт», «Смерть в Венеции», «Татьяна» (по «Евгению Онегину»).
Танец прослоен разного рода культурными ассоциациями, хотя Ноймайер и говорит, что
«сочинение балета – не приготовление пищи по кулинарной книге. Я могу многое изучить по избранной теме, но когда начинается работа с танцорами в зале – существует только музыка».
Его балет «Дама с камелиями» – по роману Дюма-сына танцевально воспроизводит ту же историю, что вдохновила Верди на оперу «Травиата».
Где увидеть: «Дама с камелиями». 18-20 ноября. Большой театр.
Юрий Посохов
Бывший премьер Большого театра покинул его в конце 1990-х с контрактом в Королевском Датском балете. Позже в труппе Балета Сан-Франциско Посохов начал пробовать себя как хореограф, делающий упор на классический танец, но в новых, современных гранях.
Международная карьера хореографа складывается вполне успешно. На сцене Большого Посохов поставил несколько балетов, в том числе – недавнего «Героя нашего времени» по Лермонтову. Это для хореографа история о том, что «негатив всегда любят больше, чем позитив. В моем понимании это и есть герой нашего времени».
Спектакль, сработанный в союзе с композитором Ильей Демуцким и режиссером Кириллом Серебренниковым, положил начало тесному сотрудничеству членов постановочной команды. Творческое трио скоро приступит к работе в Москве. Над новым проектом – о знаменитом танцовщике Рудольфе Нурееве.
Где увидеть: «Герой нашего времени». 7 -10 декабря. Большой театр.
Алексей Ратманский
Бывший танцовщик нескольких престижных компаний (и любимый артист Майи Плисецкой), бывший худрук балета Большого театра. Сегодня Ратманский – хореограф-резидент Американского театра балета и один из самых известных в мире сочинителей танцев.
Достаточно сказать, что он ставил для Нины Ананиашвили, Михаила Барышникова и Дианы Вишнёвой. Ратманский на самом деле сочиняет танцевальный текст, а не бесконечно перелицовывает школьные комбинации классических па. Ему удаются и «бессюжетные», и повествовательные спектакли.
В ближайшее время в Москве и Петербурге показывают четыре его работы. «Русские сезоны» на музыку Десятникова талантливо смешивают «серьезный» фольклор и современную иронию. «Золушка» и «Конек- Горбунок» «пересказывают» старые сказки на новый лад. А «Пламя Парижа»- современная версия советского «драмбалета» о французской революции 1789 года.
Где увидеть: «Русские сезоны». 8 и 9 ноября. Большой театр.
«Пламя Парижа». 11 и 13 ноября. Большой театр.
«Конек-Горбунок». 20 ноября. Мариинский театр.
«Золушка». 9 и 24 ноября. Мариинский театр.
Вячеслав Самодуров
Выпускник петербургской Академии русского балета, солист Мариинского театра, Самодуров работал и в Национальном балете Нидерландов, и в Королевском балете Ковент Гарден. Хореографией в Европе и увлекся. Уже несколько лет он руководит балетом Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. В Большом театре в прошлом сезоне Самодуров поставил «сомнамбулический» балет «Ундина». Свое кредо формулирует так:
«Я не большой любитель фабул, которые можно пересказать, я – за хореографические смыслы. Танец должен объяснить то, что не получается выразить словами».
За постановки на Урале хореограф не раз поучал театральную премию «Золотая маска», успешно претворяя в жизнь потребность перебрать заново язык классического танца, «как при игре в кубик Рубика».
А его версия шекспировской трагедии о любви в средневековой Вероне играет с приемом «театр в театре»: действие происходит не только в старинном мире, но и на современной репетиции.
Где увидеть: «Ромео и Джульетта». 19 и 20 ноября. Екатеринбург.
26 ноября. Петербург. Фестиваль «Дягилев P. S.».
Майя Крылова, teatral-online.ru