Он был рыцарем музыки — бескорыстным, преданным, талантливым, умевшим заразить своей влюбленностью друзей, порой даже незнакомых, попадавших в круг его общения.
Он был — да не покажется это фигурой речи — и верным оруженосцем музыкантов, чье величие сознавал и кому служил по мере сил верой и правдой.
Среди них Дмитрий Дмитриевич Шостакович, музыку которого Виктор боготворил. Среди них дирижеры Карл Ильич Элиасберг и Курт Игнатьевич Зандерлинг: их место на дирижерском Олимпе —так считал Виктор — неоспоримо.
Рядом с ними в сонме богов Виктор помещал своего любимого педагога Семена Яковлевича Левина — в его классе фагота Виктор овладевал искусством инструменталиста; у него же, искусствоведа, учился анализировать мастерство ансамблевой игры, оркестровое исполнительство, дирижерскую технику.
В Средние века благородный (то есть принадлежащий к высшему сословию) оруженосец по достижении совершеннолетия (обычно 21 год) посвящался в рыцари. Врожденное (не сословное!) благородство Виктора Козлова —вот секрет природного двуединства его личности — рыцаря, не стеснявшегося, что называется, «подносить снаряды» тем, кого почитал.
В его первой трудовой книжке есть запись: «почтовый работник» (чтобы помочь матери, Витя еще до совершенолетия работал почтальоном в 1961–1964 гг.).
По окончании Музыкального училища им. Римского-Корсакова в Ленинграде (1962–966 гг.) поступил в консерваторию его же имени. В консерваторские годы (1966–1971) начал работать в оркестре Ленинградского ТЮЗа в его «золотой» период и продолжил там работу до 1973 г. Дружил с Виктором Федоровым, Александром Хочинским и другими актерами.
Из оркестра Кировского театра, где проработал два года (1973–1974) перешел в Оркестр старинной и современной музыки под управлением Карла Элиасберга (вот он — перст судьбы!), где был одновременно солистом и инспектором оркестра (1974–1979), а когда главным дирижером стал Эдуард Серов, Виктора Козлова выбрали директором оркестра.
После переезда в Москву в 1979 году играет в Московском симфоническом оркестре Росконцерта под управлением В. Дударовой (1979–1981), в Оперной студии Московской консерватории в должности концертмейстера (1981–1990). По совместительству преподает (1984–1990) в Московском областном музыкальном училище.
С 1990 по 2007 г. работает в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. После 2000 г. приглашается музыкальным редактором на съемках нескольких фильмов с музыкой Исаака Шварца.
С 1988 по 1997 г. Виктор выступает в созданном при его активном участии камерном ансамбле «Интермеццо». Вот строки из рецензии на один концерт ансамбля:
«После 75 минут музыки публика стоя аплодировала пяти русским музыкантам, благодаря их за концерт, который пробудил воспоминания об искусстве старой России»
«WestdeutscheZeitung», 13 декабря 1994 г.
Виктор Козлов работает на радио, публикует в музыкальных изданиях статьи и рецензии (например, о Филиппе Хиршхорне, Петре Меркурьеве…). В нем «просыпается» историк музыки, летописец исполнительского искусства.
После выхода на пенсию в 2007 г. он все силы отдает работе над сохранением творческого наследия Карла Ильича Элиасберга— выпуску записей его исполнения, установлению памятной доски на доме, где он жил на набережной Фонтанки, книге о любимом дирижере.
Перелистывая сборник «Карл Ильич Элиасберг. Воспоминания. Исследования. Документы» (составитель В. В. Козлов), поначалу ищешь в нем знакомые имена, события, но очень скоро от «чтения по диагонали» переходишь к вдумчивому изучению этих документированных страниц.
Они буквально втягивают, напоминают то, чему сам был свидетелем, открывают «тайны мадридского двора» — их всегда немало в высоком, но вопреки поэту суетном мире искусства.
«Пора прервать заговор молчания вокруг Элиасберга! С этой фразы Евгения Федоровича Светланова в декабре 1981 года началась наша книга…»
Так открывает предисловие к сборнику Виктор Васильевич Козлов. Обратите внимание — эпический зачин датирован 1981, книга вышла к читателям на исходе 2012 года. Тридцать лет поисков в архивах и библиотеках, расшифровок интервью, кропотливой редакторской работы, в которой составителю помогал, увы, ушедший от нас Петр Васильевич Меркурьев. Перед нами первая фундаментальная публикация о жизни и творчестве одного из крупнейших музыкальных деятелей России середины ХХ века.
Составитель отказался от «ученой» музыковедческой статьи, обычно предваряющей такого рода сборники. И лишь прочтя воспоминания, рисующие облик дирижера, его незаурядное мастерство, его вкусы и музыкантские предпочтения, читатель подойдет к очерку Л. Н. Раабена «Опыт характеристики творческой личности и дирижерского метода Карла Ильича Элиасберга».
А нарисованный М. В. Ивановым, автором очерка «В зеркале мемуаров», психологический портрет Карла Ильича Элиасберга обобщает разнообразные и разностильные «зарисовки» современников.
Раздел сборника «Работа К. И. Элиасберга в годы блокады 1941–1944 гг.» привлекает сегодня особо пристальное внимание. В дни празднования освобождения города от вражеской блокады мы вновь обращаемся к подвигу ленинградских музыкантов, к звездному часу дирижера — ленинградской премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 г.
Трудно поверить — за три блокадных «сезона» Симфонический оркестр радио выступил в эфире и в залах Ленинграда более 200 раз. В последний 872-й день блокады 27 января 1944 года звучали Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, произведения Глинки, Бизе, Штрауса…
В главе «От первого лица» помешены выступления К. И. Элиасберга, интервью с ним, немногочисленные газетные заметки. Немало интересных фактов читатель почерпнет из переписки дирижера. В разделе «Элиасберг в оценке современников» собраны газетные и журнальные отклики на его концерты.
Документы к биографии, краткая летопись жизни и творчества, репертуар К. И. Элиасберга дополнены исчерпывающим сводом записей на радио и дискографии дирижера. Труд всей жизни В. В. Козлова — памятник не только выдающемуся дирижеру, но н автору-составителю сборника, с такой любовью и преданностью собравшему документы и воспоминания, воскресившему облик ушедших музыкантов, неповторимый дух эпохи – все, что прннято на языке кинематографистов называть «уходящей натурой».
В последние годы жизни В. В. принимал участие в качестве эксперта в создании нескольких документальных фильмов — об одном из них читатель найдет материал на этой же газетной полосе.
Виктор Васильевич Козлов, для многих из нас незабвенный Виктор, Витя — веселый, остроумный собеседник, неисчерпаемый кладезь оркестровых «баек», своего рода музыкантского фольклора,— останется жить в нашей благодарной памяти.
Новым же поколениям он своей жизнью преподносит урок бескорыстной любви к музыке — прежде это называли служением.
Иосиф Райскин, nstar-spb.ru