Традиция советской эпохи – создание заметных художественных творений к памятным датам.
Не стал исключением и 20-летний юбилей Коми автономии с приуроченной к нему премьерой первой национальной оперы «Усть-Куломское восстание». Война отменила праздничные торжества, но заставить музы замолчать не смогла.
Хоть и позже намеченного срока, но зрители всё же увидели премьеру оперы.
Написать её предложили профессору Московской консерватории Александру Воронцову. К этому времени его уже знали в Коми АССР как разностороннего музыкального деятеля, создателя национального репертуара для недавно организованного государственного ансамбля песни и пляски.
Его художественным руководителем Александр Александрович стал в феврале 1940 года. Имея за плечами огромный дирижёрско-хоровой и композиторский опыт, он смог добиться того, что уже в мае началась концертная деятельность ансамбля – народные песни коми впервые зазвучали в профессиональном исполнении.
Либретто оперы в стихах написал молодой артист и поэт Степан Ермолин, его соавтор – Николай Дьяконов, он же режиссёр-постановщик. Оформил спектакль художник Василий Баусов. Симфоническим оркестром в составе 18 человек дирижировал сам Воронцов. В эпизодических ролях выступили студенты Коми студии ГИТИСа, эвакуированной в Сыктывкар. И ещё. Столь сложное и яркое по музыке и исполнению произведение не состоялось бы, если бы не бескорыстная помощь местного мелодиста, собирателя фольклора и обладателя прекрасного баритона Павла Анисимова.
За время работы над оперой Воронцов дважды побывал на местах событий – в селе Усть-Кулом. Знакомство с бытом и обычаями коми народа, изучение исторических документов и знание музыкального фольклора подвели его к осознанию того, что в основе первой коми национальной оперы должна лежать подлинная народная драма. Сохранилась программка спектакля, в которой назван состав исполнителей и дано краткое содержание.
В опере – пять картин. Действие происходит на сельской улице, в крестьянской избе вожака восстания, в лесу, где скрывались бунтовщики, и на соборной площади, где власти учинили над ними расправу. Артисты, занятые в опере «Усть-Куломское восстание», были из разных уголков республики.
Н. И. Ярапов (Гаврила Попов) – из Княжпогоста, И. М. Терентьев (Филипп) и Е. Н.Витязева (Агафья) – из Ижемского района, Д. А. Канов (Назар), А. М. Ермолина (Дарья Попова) и А. С. Морозова (Агафья) – из Сысольского. И. В. Макаров (Сладкоштиев) родился в Вомыне, но работал и в Усть-Куломе. Оттуда же, с верховьев Вычегды, В. Н. Рассыхаев (Михаил Рассыхаев) и Ф. Ф. Мысов (Сидор Морохин).
Трудно было найти людей, которые в 1942 году видели эту оперу, я отыскала четверых. Среди выходивших на сцену в массовых сценах – главный режиссёр Театра оперы и балета Ия Петровна Бобракова, тогда учащаяся музыкальной школы, и Надежда Михайловна Клермон, тогда артистка ансамбля песни и пляски, затем долгие годы руководившая народным театром в с. Корткерос. Ветеран образования Людмила Петровна Старцева была просто зрителем, как и Анна Федоровна Рассыхаева, тогда студентка Коми пединститута. Потом она вышла замуж за артиста В. Н. Рассыхаева.
На премьеру оперы откликнулся этнограф Александр Михайлович Линевский, оказавшийся в эвакуации в Сыктывкаре. Газета «Вöрлэдзысь» 4 апреля 1942 г. опубликовала его рецензию, где были и такие слова:
«Автор этих строк не знает коми языка, но на спектакле не пострадал от этого. Прекрасная музыка, замечательные декорации, хорошая игра большинства актёров целиком заменили непонимание той или иной фразы. Высокой оценки заслуживает работа художника: его декорации (церковная площадь, задник с собором, зимний лес) могли бы украсить любой столичный театр…» (перевод с коми).
Степан Ермолин в своём дневнике писал:
«Вот плоды моих трудов! Опера! Почти опера!.. Смотрел с удовольствием спектакль «Усть-Куломское восстание». Чудно! Музыка, песни… Всё моё, всё родное, наше. Много трудов стоило добиться успехов. Поработали на славу и режиссёр, и артисты, и музыканты.
Газета «Врлэдзысь» об исполнителе главной роли руководителя восстания писала:
«Несомненно, очень удачен в роли Гаврилы артист Н. И. Ярапов. Мощный голос, которым артист хорошо владеет, замечательная мужественная фигура, прекрасная передача походки жителя леса. Артист Ярапов действительно, а не только согласно тексту пьесы, ведёт весь спектакль».
Николай Иванович Ярапов – артист первой профессиональной труппы Коми драмтеатра, учился в Ленинграде вместе с корифеями коми сцены П. О. Мысовым, С. И. Ермолиным, А. Г. Зином, И. И. Аврамовым. Исполнение центральной партии в опере коренным образом изменило жизнь Николая Ивановича. Признание зрителей и одобрение профессионалов побудили его серьёзно задуматься о музыке. После ухода в 1943 г. из театра Ярапов несколько лет работал директором филармонии. А партия Гаврилы перешла от него к первому в Коми профессиональному оперному певцу Пантелеймону Осипову.
Для оказания помощи в организации художественной самодеятельности Н. И. Ярапова направляют в 1948 г. в Троицко-Печорск, оттуда на два года – в Ижму. В 1951-1963 гг. он работал заведующим отделом культуры Троицко-Печорского райисполкома и художественным руководителем районного Дома культуры. После того как в 1945 г. сочинил свою первую песню, Ярапов стал известным самодеятельным композитором.
Опера «Усть-Кулом-ское восстание» была поставлена в разгар Великой Отечественной войны. Ведущие артисты театра воевали, в опере были заняты в основном выпускники ГИТИСа 1942 г.: А. И. Трошев, Н. Е. Белых, Н. Н. Турубанов, И. В. Макаров, В. Д. Леканов, Д. А. Канов, В. Н. Рассыхаев, И. А. Иевлев, С. И. Головин и Г. И. Растворов.
Трое последних тоже были потом на фронте, участвовали в войне, двое погибли. Из основного состава исполнителей на фронт были призваны певец И. М. Терентьев с очень красивым голосом (лирический тенор, вторая мужская партия – Филиппа) и исполнитель роли Сидора Морохина артист театра Ф. Ф. Мысов. После войны Феодосий Феодосьевич Мысов служил в республиканском драмтеатре.
В печати удалось найти воспоминания только одного зрителя оперы «Усть-Куломское восстание», но самого заинтересованного – Серафимы Михайловны Поповой, начальника Управления по делам искусств при Совмине Коми АССР. В 1960 г. в статье, посвящённой 30-летию Коми драмтеатра, она писала:
«Многие мелодии этого произведения настолько выразительны и доходчивы, что и теперь исполняются ансамблем, а также звучат по радио и в концертах. Это прежде всего финальный хор восставших крестьян, свадебные, шуточные песни, дуэты Филиппа и Агафьи».
За создание оперного спектакля «Усть-Куломское восстание» в 1943 г. звание заслуженного артиста Коми АССР получил Степан Ермолин (соавтор либретто). Режиссёру-постановщику Николаю Дьяконову и художнику-постановщику Василию Баусову было присвоено звание заслуженного работника искусства Коми АССР. Такое же звание должно было быть у композитора Воронцова, но в феврале 1943 г. он умер в Сыктывкаре от воспаления лёгких. Будущий известный композитор Александр Осипов, хорошо знавший Воронцова, писал о нём:
«Можно назвать много имен русских музыкантов, работавших в Коми АССР, но вряд ли кто из них сделал больше для развития коми национальной музыки, чем композитор и хоровой дирижер, профессор А. А. Воронцов… Его пытливое и бережное отношение к народному творчеству, стремление создать подлинно национальные произведения долго будут примером для музыкантов. «Усть-Куломское восстание» с полным основанием можно назвать первой коми национальной оперой. В сочинении этом есть всё, что характеризует сложное синтетическое произведение – оперу: арии, ансамбли, хоры, песни, речитативы».
Таким образом, Воронцов, (а к нему иожно добавить и Павла Анисимова), заложил основы национальной коми оперы 70 лет назад, и исполнялась она на коми языке. И ещё одна примечательная деталь: для всех исполнителей коми язык был родным языком!