«Как слушать музыку?» Именно такой вопрос стал темой для открытой беседы с одним из крупнейших современных дирижеров Теодором Курентзисом.
Встреча с музыкантом, проходившая 3 ноября в рамках московской акции «Ночь искусств», стала одним из самых заметных и востребованных событий.
Слушатели, до отказа наполнившие зал МССМШ им. Гнесиных, стояли в проходах, теснились у подоконников — и все для того, чтобы лично задать прославленному маэстро свои, порой даже наивные вопросы.
Композиция мероприятия выстроилась в гармоничную трехчастную схему, где центральным эпизодом стал мастер-класс по работе над финалом Третьей симфонии Густава Малера, а в крайних разделах маэстро пояснил свои творческие и эстетические позиции.
Без тени фальши, пафоса или надменности Курентзис поделился своими мыслями о том, что такое музыка, зачем она и как ее воспринимать.
«Музыка — единый объект из подсознательного мира. Ею мы создаем краски, которых не существует, описываем просторы, которые будут, когда ты умрешь… Мир наполнен разными частотами и разными энергиями. И невозможно, кроме как искусством и музыкой, построить коммуникации в этих просторах. И если мы находим, пусть на долю секунды, что-то общее — это для меня главное в музыке»
Самым притягательным, где-то на грани волшебства и гениальности, оказался мастер-класс. В работе с двумя концертмейстерами Теодор Курентзис на практике показал, как он представляет себе музыку, а также содержание вопроса в заглавии финала симфонии «Что мне рассказывает любовь…».
В своем исполнении дирижер не стремился ответить на этот вопрос Малера, но хотел лишь передать состояние поиска ответа. Мягко, но очень упорно дирижер добивался прозрачной тонкости звучания роялей, без человеческих «выразительностей», стремясь приблизиться к вселенской гармонии и чистоте звучания.
Атмосферу в зале невозможно передать словами: публика ловила каждое слово маэстро, каждый его жест, взгляд, саму мысль о музыке. Ведомая Курентзисом, аудитория представляла себе небесный, идеальный мир, буквально купаясь в магической паутине звуков малеровской симфонии. И я не преувеличу, если скажу, что состояние зрителей после встречи было близко к катарсису.
Мне кажется, что в этот вечер слушателям удалось буквально прочувствовать то, как же все-таки нужно слушать музыку.
Татьяна Яковлева