Томазо Джованни Альбинони прожил длинную по тем временам (1671- 1751), спокойную и безбедную жизнь в Венеции с некоторыми выездами по городам Италии и Германии.
Его, тогда знаменитые и многочисленные оперы-seria канули в Лету. До нас дожили его его скрипичные и камерные произведения. Его хорошо знают гобоисты по многочисленным сонатам и концертам для гобоя.
Не будучи материально зависим от музыкального труда, он можно сказать, был ярким дилетантом, вполне заметным в своей барочной эпохе.
Возможно, он так и остался бы известен только гобоистам и специалистам по музыке барокко, если бы не Адажио для струнного оркестра и органа.
Произведение потрясающей красоты, достоинства, скорби и глубины. Одно из самых известных и исполняемых. Всеми. От оркестра Берлинской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, исполнение которого я и предлагаю вашему вниманию, до самых паскудных попсовиков, использованное в кинематографе по делу и не по делу, исполняемое в чисто прикладных утилитарных целях (прости, Господи) и в концертах, рассчитанных на совершенно любую публику.
Уникальное и потрясающее произведение,
написанное и изданное в 1958 году. Профессор истории музыки флорентийского университета, директор камерно-музыкального вещания RAI и т.д. и т.п. Ремо Джадзотто написал ряд работ, посвящённым итальянским композиторам. В их числе была и книга, посвящённая Альбинони.
Надо сказать, что материалы о жизни Альбинони чрезвычайно скудны, причём до такой степени, что историки некоторое время пребывали в недоумении от противоречия между посмертным изданием скрипичных сонат Альбинони во Франции в 1742 году и записью о его смерти в церковноприходской книге в 1751-м.
Джадзотто сообщил, что в руинах Саксонской земельной библиотеки в Дрездене, практически уничтоженном союзной авиацией в феврале 1945 года, он нашёл фрагмент ранее неизвестного произведения Альбинони в виде цифрованного баса и шести тактов партии первой скрипки. То, что он опубликовал в 1958 году, он обозначил как реконструкцию произведения Альбинони на основе найденных материалов.
“Грусть-тоска меня съедает”: 5 депрессивных музыкальных произведений
Впоследствии исследования, основанные на изучении материалов библиотеки и на музыкальном анализе Adagio, показали, что произведение, известное как Адажио Альбинони, является оригинальной композицией, принадлежащей Ремо Джадзотто.
Если бы я был Томазо Альбинони, мне было бы безумно обидно, что единственное известное всем моё произведение написал не я.
Джулио Каччини (1546 – 1618) был одним из членов Флорентийской камераты, такой итальянской “Могучей кучки”, которая и теоретически, и практически занималась разработкой и созданием совершенно нового для тех времён жанра – оперы. Это была вполне естественная реакция на приход новых времён, с одной стороны, и на чрезвычайное усложнение к этому моменту церковной многоголосной музыки.
Композиторы камераты в своих разработках опирались на своё представление о музыке Древней Греции, простой и выразительной. Они запустили с новой силой (а может, и впервые) извечную дискуссию композиторов о балансе слова и музыки. И их деятельность увенчалась успехом.
Одной из первых опер считается “Эвридика” (1600) Якопо Пери, композитора – члена камераты, а дальше был “Орфей” (1607)Монтеверди и пошло-поехало. История оперы не является целью данного проекта, но в целом оценить то, что из этого вышло, вы можете.
Каччини много работал с Якопо Пери над созданием музыкальной драмы, писал одноголосные мадригалы, канцоны и арии, объединённые в сборники, без затей названные “Новая музыка” (по-моему этим слоганом пользовались чуть ли не с XIII века. Ну, и дальше, разумеется, тоже).
Самым известным произведением Каччини является “Ave Maria”, написанная около 1970 года ленинградским лютнистом и гитаристом Владимиром Фёдоровичем Вавиловым (1925-1973).
Это был удивительный человек. Понятно, что он был служителем муз и Ленконцерта. Но изучать лютневую музыку в условиях железного занавеса – это уже подвиг.
Он делал инструменты по рисункам и образцам. И его знаменитый, потрясающе популярный диск с лютневой музыкой XVI-XVII вв., на котором единственным старинным произведением было Greensleeves, известным с XVI века, расходился огромными тиражами и переиздавался фирмой “Мелодия” несколько раз. Один из них лежит у меня в шкафу среди множества дисков.
Все песни, кроме Greensleeves, были написаны им. Под разными именами композиторов Возрождения. “Ave Maria” Каччини завоевала весь мир.
Канцона Франческо да Милано, написанная Вавиловым и известная, как песня “Под небом голубым”, популярна в меньшем ареале, но с большей концентрацией. Потому что откуда только не доносился глубокомудрый блеющий голос БГ.
По поводу этой песни я сэкономлю свои силы и пошлю вас. У меня есть куда.
Однажды, это было довольно давно, когда избранный народ в очередной раз допёк на свою голову Господа, тот в сердцах в приватной беседе с Моисеем обозвал этот народ жестоковыйным. Что в переводе с церковноеврейского означает “упёртый”. Так что я вас туда и пошлю. Зеэв Гейзель провёл нечеловеческое исследование на тему “Откуда взялась песня про “огнегривого льва”, так что пользуйтесь его результатами.
В принципе, ничего в этом принципиально нового нет. Подобные штуки называются мистификацией. Это просто наиболее яркие и современные случаи.
Так, уже никто не удивляется тому, что Фриц Крейслер написал десятки произведений за композиторов прошлого. Таких, как Боккерини, Куперен, Стамиц, Пуньяни, Тартини, Вивальди.
Говорят, что ми-бемоль мажорный концерт Моцарта для гобоя был написан не им. Анри Казадезюс написал часто и охотно исполняемые Альтовые концерты Генделя, И.Х.Баха и К.Ф.Э. тоже Баха, а его брат Мариус – столь же правдоподобный Adelaide концерт для скрипки, типа, Моцарта.
Лучше всех в этом жанре выступил Миша Гольдштейн. Немного позже, когда он стал уже Михаилом Эммануиловичем, он подарил миру Сонату для виолончели Бородина, “Листок из альбома” Глазунова, “Экспромт” Балакирева, Альтовый концерт Ивана Хандошкина (выдающегося скрипача второй половины XVIII в.).
Вершиной жанра стала Симфония №21 Овсянико-Куликовского (1768-1846), которая была выдумана вместе с автором и его биографией. Она появилась очень вовремя, именно в тот момент, когда Россия стала родиной слонов, а также телефона, патефона, паровоза, самолёта, ракет и лампочек. Фамилии изобретателей всего этого вы и без меня знаете. Овсянико-Куликовский попал в энциклопедию, а симфонию в 1954 году блистательно исполнил Мравинский.
Симфонию я в интернете нашёл и частично послушал. Исключительно тоскливое произведение. Аутентично.
Когда в 1959 году всё это как-то так вот разоблачилось, то всем стало неловко, и М. Э. Гольдштейн потихоньку бочком через Восточный Берлин постепенно перебрался в Вену, а затем и в Гамбург, что безусловно пошло ему на пользу.
Вот я и думаю.
Не написал ли часом Мендельсон “Страсти по Матфею” Баха? А то “бабушка ему подарила копию манускрипта”. Знаем мы теперь, какие копии манускриптов валяются.
Владимир Зисман. “Путеводитель по оркестру и его задворкам”. Полный текст
И кто написал Тему рококо для виолончельных вариаций Чайковского? А то, может вариации и в XIX веке написаны, а тема-то современная. А?