Что ни говори, а мистика существует. Известно, что не надо упоминать имени Господа всуе. То же справедливо по отношению к нечистой силе. Стоит её упомянуть, как она тут как тут.
Стоило мне 29 декабря 2015 года в рецензии упомянуть имя китайского пианиста Ланг Ланга (Лан Лана), как в этот же день в прайм-тайм ТВ «Культура» дала запись его двухчасового концерта 7 апреля 2015 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Конечно, называть Ланг Ланга нечистой силой – велика честь, но на роль искусителя, мини-мефистофеля, он вполне тянет.
Ланг Ланг сегодня — один из самых известных пианистов мира, и даже входит в число ста самых влиятельных людей мира по версии журнала «Time». Что и говорить, пианизм у Ланг Ланга блестящий, рояль под его пальцами звучит превосходно, но ведь это всё должно быть не самоцелью, а только инструментом, позволяющим достичь высокого художественного результата – для чего нужны понимание замысла композитора и хороший вкус музыканта.
А вот со вкусом у Ланг Ланга большая проблема. У него этого самого вкуса и нет. Достаточно было прослушать в этом концерте исполнение цикла «Времена года» П. Чайковского и четырёх скерцо Шопена. И не только услышать, но и увидеть, как он, говоря по-актёрски, «хлопочет лицом».
Но наиболее очевидно отсутствие вкуса проявилось на его открытом мастер-классе в Малом зале консерватории 23 марта 2013 года, где я присутствовал. Когда он садился за инструмент, то не могло не восхитить его звукоизвлечение, его волшебное туше. Но как только он начинал давать советы молодым пианистам, так всё становилось ясно. Ни о каком хорошем вкусе и говорить не приходилось.
Я сверил свои впечатления с несколькими известными педагогами Московской консерватории, присутствовавшими в зале. Они подтвердили их верность. По понятным причинам я не называю их имён.
А что же телевидение? Телеканал «Культура» по замыслу должен воспитывать культуру, в частности, этот самый вкус. Вместо того ТВ «Культура» распространяет пошлость на миллионную аудиторию.
И ведь это не единственный пример приумножения дурновкусия. Хватает плохого вкуса и среди отечественных музыкантов. Взять хотя бы пианистов. По ТВ катают нескольких, одних и тех же, популярных исполнителей и полностью игнорируют куда большее число наших замечательных молодых пианистов.
Кто слышал с экранов телевидения Сергея Кузнецова, Алексея Чернова, Юрия Фаворина, Андрея Гугнина, Алексея Володина, Вадима Холоденко, Филиппа Копачевского, Никиту Мндоянца, Николая Хозяинова, Александра Синчука, Николая Медведева, Якова Кацнельсона? Петербуржцев Мирослава Култышева, Петра Лаула?
А более старшее поколение? Где записи одного из лучших – а по мнению многих, лучшего – пианиста мира Григория Соколова? Их немного, но они есть. Да даже Эмиля Гилельса? Крайне редко, но еще появляется на ТВ Элисо Вирсаладзе. А легендарного пианиста Алексея Любимова уже и не вспомнишь, когда показывали по ТВ. Или замечательного шопениста и скрябиниста Андрея Диева?
А уж если есть желание познакомить нас с иностранными пианистами, то есть Андраш Шифф, Марк Андре Амлен, Мицуко Ушида, Мария Жоао Пиреш, Александр Гаврилюк; молодой американец китайского происхождения Джордж Ли, не уступающий в пианизме Ланг Лангу – это всё пианисты с безупречным вкусом.
А другие инструменталисты? Когда на экранах ТВ появлялись виолончелисты Даниил Шафран, Наталия Гутман, Нарек Ахназарян, Александр Бузлов, Александр Рамм? Или скрипачи Виктор Третьяков, Сергей Стадлер, Никита Борисоглебский, Айлен Притчин, Гайк Казазян… И это далеко не полный список, а только имена, моментально всплывшие в памяти.
Так нет же! Нам навязывают попсового, пошлого псевдоклассика Ланг Ланга. И это нам преподносится в рубрике «Событие года»! А с моей точки зрения это антисобытие года, которого не должно было быть вообще, а уж если оно и случилось, то уж ни в коем случае не транслировать это по ТВ, тем более по каналу «Культура». Это антикультура.
Хотелось бы получить ответ от тех лиц, кто определяет репертуарную политику ТВ «Культура», какие соображения подвигли их на эту передачу? Трудно поверить, что эти лица не отдают себе отчёта в реальном вкусе Ланг Ланга, иначе возникнет вопрос об их профессионализме.
Или в этом и есть корень проблемы? В креслах, определяющих репертуарную политику на ТВ, сидят неудавшиеся инструменталисты, за дирижёрскими пультами — засилье непрофессиональных дирижёров, в музыкальном театре спасу нет от драматических режиссёров, берущихся за постановку опер, ничего не понимая в музыке. Дилетанты правят бал!
Кого же мы видим на экранах ТВ из отечественных музыкантов-классиков? Это Денис Мацуев, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков и Юрий Башмет.
А кто у нас самый известный из ныне живущих композиторов (отвлекаясь от юбилейных дат)? Недоучка-третьекурсник московской консерватории митрополит Иларион (Алфеев). Точнее было бы писать не его имя, а наименование кресла, которое он занимает, – второго лица в неофициальной табели о рангах Русской Православной Церкви Московского патриархата, в прошлом епископ Венский. Тут уместно вспомнить, что далеко не каждый композитор, живший в Вене, стал называться венским классиком.
Если судить по российскому ТВ, то других музыкантов у нас нет. Не маловато ли на почти полтораста миллионов населения? И это при том, что, например, по рассказам Алексея Любимова, интенсивность и качество музыкальной классической жизни в Москве гораздо богаче, чем, например, в Париже.
Также любопытно знать: кто пригласил Ланг Ланга провести мастер-класс в консерватории, да ещё и открытый? Консерваторское руководство или кто-то извне? Страна должна знать своих героев, да и антигероев тоже.
Для проведения мастер-классов принято приглашать опытных, наиболее авторитетных музыкантов, которые могут нравиться или нет, но чей вкус не вызывает сомнений. А в случае с Ланг Лангом его вкус, вернее отсутствие оного, тоже не вызывает у большинства консерваторских педагогов сомнений.
Кое-кто считает, что на этих мастер-классах Ланг Ланг поучит студентов пианизму. Но это, по-моему, нонсенс. Если инструменталист выходит на мастер-класс не имея нужного уровня технической подготовки, то наивно думать, что за 45 минут, да и хоть за три часа, любой педагог, даже самый гениальный, сумеет что-то преподать из этой области студенту. Кроме того, пианизм уровня Ланг Ланга, Джорджа Ли, Александра Гаврилюка – это дар Божий, феномен вне рационального анализа, его невозможно обрести даже просиживая за инструментом 24 часа в сутки!
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
– вопрошал Грибоедов более 200 лет назад устами Чацкого.
Логично считать, что приглашая Ланг Ланга для проведения мастер-класса в Московской консерватории, её студентам предлагают принять его вкус за образец. Одна надежда на то, что в своих классах педагоги сумели объяснить ученикам истинное положение вещей.
Если нет, то Московская консерватория на грани катастрофы. Надеюсь, что это не так – уж очень не хочется быть Кассандрой!
Владимир Ойвин