Об уничтожении Государственного дома радиовещания и звукозаписи на Малой Никитской теперь уже известно всем.
И не столь важно, кто и с какой целью в итоге получит здание по весьма привлекательному адресу. Важно, что исчезнет созданная в советские времена институция, внутри которой более 80 лет производились высококачественные записи симфонической и камерной музыки.
Кроме того, ГДРЗ является репетиционной базой двух коллективов, возглавляемых выдающимися музыкантами — Владимиром Федосеевым и Юрием Башметом. Но все это нисколько не смущает чиновников, распоряжающихся государственным имуществом. Вряд ли они знают такие слова, как «симфонический оркестр», «акустика», «звукозапись», «классическая музыка». Да и имена Башмета и Федосеева им, конечно же, ничего не говорят.
В ряду всего того, что было создано за годы «репрессивной» советской власти и что было уничтожено за время нашей весьма оригинальной «демократии», убийство ГДРЗ — так себе, пустячок, мелочь, деталь в общем упадке отечественного образования и культуры.
Недавно попалась на глаза публикация — цитаты из вступительных сочинений абитуриентов журфака МГУ. Ошеломляющая безграмотность, отсутствие элементарного культурного бэкграунда, употребление грамматики, заимствованной из соцсетей и мессенджеров. Тем не менее дискуссии о разрушительной «пользе» ЕГЭ потонули в безразличии образовательных ведомств.
«Великое культурное одичание» — так квалифицировал сегодняшнюю гламурно-потребительскую социокультурную ситуацию выдающийся композитор и мыслитель Владимир Дашкевич. И вот еще один удар по академической культуре, от которой и так уже остались рожки да ножки.
Петицию о сохранении ГДРЗ подписало немалое количество музыкантов, да и просто культурных людей. Но это «немалое» количество, увы, составляет весьма невысокий процент от населения страны.
За последние четверть века в этом самом «остальном» населении воспитали невосприимчивость и равнодушие к сложным, требующим интеллектуального напряжения формам искусства. Возвращаясь к «проклятому» советскому прошлому: тогда «простой народ» чуть ли не силой тащили в «высокое искусство». Выдающиеся музыканты уровня Святослава Рихтера играли в коровниках, на палубах кораблей, в заводских цехах и даже колониях. Не говоря уже о том, что радиоточка, с которой постоянно транслировалась музыкальная классика, существовала в каждом отдаленном ауле.
Теперь же высшей формой музыкального искусства стало «Евровидение». И даже на радио «Орфей» — единственной радиостанции, которая все еще продолжает транслировать классическую музыку, правда уже в весьма урезанном формате, — нередко допускаются ляпы, повергающие грамотных слушателей в уныние.
Самое забавное, что разглагольствованиями о «государственной культурной политике», о необходимости «национальной идеи», о ставших притчей во языцех «духовных скрепах» полны телеэфиры. Только все это демагогия, заниматься которой в разы проще, чем сделать что-то созидательное. Например, открыть музей Ивана Бунина или Георгия Свиридова. А еще лучше НЕ сделать чего-то деструктивного. Например, не уничтожать ГДРЗ.
Формируется поколения манкуртов — существ без памяти, без традиции, без истории. И возникает вопрос: это делается по глупости? По ошибке? Или вполне сознательно — так же, как когда-то вполне сознательно уничтожалась страна и ее экономика?
Может быть, это и есть культурная политика — растить не обремененное интеллектом и культурными рефлексиями общество? Общество, нацеленное исключительно на материальное потребление. Только это ведь рискованно — кадавр, не удовлетворенный желудочно, существо весьма опасное. Об этом еще братья Стругацкие предупреждали. Впрочем, кто сейчас читает Стругацких?
Екатерина Кретова, “МК“
Примечание ClassicalMusicNews.Ru: в настоящее время этот материал удален с сайта “МК”