Городской оперный театр остается открытым не смотря на угрозу, возникшую в результате конфликта между местным сепаратистами и украинскими вооруженными силами.
В настоящее время любой житель Донецка, от ребенка до пенсионера, может по звуку отличить приближающийся выстрел от отдаляющегося и отличить на вид миномет от ракеты “Град”. Однако в оперном театре Донбасса людям предлагается выполнить другие задачи: отличить Верди от Пуччини и Штрауса от Бизе.
В городе, где вооруженные люди в камуфляжной форме разъезжают по главной улице на танках, в городе, который покинули больше половины жителей, спасаясь бегством, и в котором закрыты большинство магазинов и ресторанов, посещение оперы – это, пожалуй, самое последнее занятие, которое может прийти в голову.
Невероятно, но факт: городской оперный театр остается открытым несмотря ни на что, и даже на то, что труппа не получает зарплату уже несколько месяцев, все четыре дирижера давно покинули город, а певцы каждый раз рискуют жизнью по дороге на работу. Но этот риск оправдан, утверждают они.
“Даже если люди не приходят, но знают, что театр открыт, это уже много значит: сам факт делает ситуацию более близкой к норме”
– говорит баритон Сергей Дубницкий, который в прошлое воскресенье пел сольную партию в оперетте “Летучая мышь” (насыщенная событиями комедия, положенная на музыку Иоганна Штрауса).
Помимо сольных оперных партий, ему пришлось освоить профессию дирижера и взять в руки дирижерскую палочку, чтобы поставить “Травиату” в выходные.
“Всякий раз, когда выходишь на сцену, чувствуешь связь с аудиторией и ловишь настроение публики. Безусловно, есть произведения, которые лучше или хуже, чем другие, помогают в этом, но теперь гораздо легче находить эту связь, так как люди стали более отзывчивыми”
Может показаться странным распевать в комедийной опере, когда в нескольких милях развернулась линия фронта, но зрители искренне радуются, когда певцы прыгают по сцене во время “Летучей мыши”. Постановка излучает беззаботность и наивность – это как раз те качества, которых сейчас очень не хватает в Донецке.
“Когда вокруг творится такое безобразие, то особенно сильно начинаешь ценить красоту”
– говорит Галина, 42-летняя медсестра, которая привела двух своих несовершеннолетних детей в театр, чтобы поднять им настроение.
Донецкий национальный академический театр оперы и балета – это колоритное здание сталинских времен, построенное в классическом стиле на главной улице города. Он был открыт в апреле 1941 года, за несколько месяцев до нацистской оккупации города, который впоследствии получил название “Сталино”. Роскошный зрительный зал вмещает 960 мест, а в изящно украшенном фойе красуются бюсты великих российских и украинских литераторов, таких как Александр Пушкин и Тарас Шевченко.
В настоящее время ни один работник театра не вошел в число погибших от конфликта между местными сепаратистами, поддерживаемыми Россией и преданными Киеву украинскими войсками, которое превысило 5000 человек. Но труппу не обошли происшествия: в минувшие выходные снаряд сильно повредил квартиру одного из ведущих солистов. А в сентябре попал под обстрел склад театра на окраине города и были уничтожены сценические декорации для ряда представлений, в том числе и для “Летучего Голландца”, который является визитной карточкой театра.
В октябре перед началом сезона, Василий Рябенький, который руководил театром более двух десятилетий, собрал коллектив и спросил, могут ли они продолжать работу. Все в один голос заявили, что считают это своим долгом, после чего постановка “Летучей мыши” была назначена на четвёртое октября.
“Билеты были бесплатными и к кассам тянулись очереди из сотен людей”
– рассказывает заместитель директора Наталья Ковалева.
“Те, кому не достались билеты, были очень огорчены. В итоге, мы разрешили людям сидеть на ступеньках, стоять в проёмах, которые были заполнены насколько, насколько возможно. Две пожилые дамы со слезами на глазах опустились на колени и целовали руки Василию Ивановичу в знак благодарности за то, что он открыл сезон “
Три дня спустя 55-летний Рябенький упал и умер от сердечного приступа. Его коллеги убеждены, что смерь наступила в результате стресса, который возник из-за управления театром в столь тяжелейших условиях. Его заменил директор местного музея, а остальная часть коллектива посчитала своим долгом продолжать сезон.
Из-за соображений безопасности выступления теперь проходят только в светлое время суток и только в выходные дни. В минувшие выходные субботнее представление оперы “Богема” было отменено из-за дня траура по восьми погибших на троллейбусной остановке в Донецке, которая была обстреляна минометами за два дня до этого.
Воскресная постановка оперы “Летучая мышь” также оказалась под угрозой срыва после того, как под обстрел минометов попала местная электростанция, из-за чего оперный театр остался без электроэнергии за час до начала представления, которое должно было начаться в 2 часа дня. Но уже в 2:29 под фоновый грохот артиллерии снова зажглись огни и послышались восторженные возгласы публики – двухсот человек, ожидающих снаружи. Это воодушевило актеров, они надели свои костюмы, за пятнадцать минут нанесли грим и действо началось.
“Несколько раз под обстрел попадал центр и мы были вынуждены эвакуировать всех в бомбоубежище, которое находится в подвале”
– сообщил заместитель директора театра Игорь Иванов.
“Но не во время представления, так как все были слишком увлечены, слушая музыку”
Таким образом, музыка является не только бальзамом для души, но и средством для заглушения бесконечных звуков артиллерии.
“В моём доме всё время дрожат стены”
– говорит 80-летняя Лидия Качалова, которая начала работу в театре в 1958 года в качестве солистки, а в настоящее время занимает руководящую должность. Она живет недалеко от железнодорожного вокзала Донецка, в том районе, где в последние несколько месяцы проходят тяжелейшие бои. Она отказывается покинуть город даже несмотря на то, что почти вся её семья переехала в Западную Украину.
“Здесь моя жизнь, здесь мой дом, здесь могила моего мужа. Как я могу покинуть место, где покоится мой муж? Мой сын звонит мне и говорит, чтобы я уехала отсюда, чтоб приехала к нему и осталась с ним. Но я не собираюсь покидать свою собственную квартиру. Я просто ставлю хорошую музыку, увеличиваю громкость и думаю о хорошем”
Сергей Дубницкий много раз думал об уходе.
“Может быть это звучит претенциозно, но я думаю, что у нас есть определенные моральные обязательства, чтобы остаться. Нам нужно думать о наших спектаклях, о нашей аудитории и о нашем городе. Вы можете вылечить раны лекарствами, но искусство – это лекарство для души “
– сказал он.
Анна Нетребко, русское сопрано, вызвала бурю протестов, когда в декабре пожертвовала театру миллион рублей (около 9500 фунтов стерлингов). Причина была в том, что она передала эту сумму в руки одного из сепаратистских политических лидеров, а затем сфотографировалась с флагом Новороссии, самопровозглашенной политической организации, которая захватила бóльшую часть восточной Украины.
https://www.classicalmusicnews.ru/news/mid-avstrii-osudil-foto-netrebko-s-carevym/
Нетребко заявила, что ничего не знала об этом флаге, её застал врасплох человек, который подошел к ней с развивающимся украинским флагом под гром аплодисментов после окончания премьеры в Метрополитен-опере в Нью-Йорке в пятницу. Когда она узнала об этом недоразумении и сделала заявление, то было уже поздно, это не остановило многочисленную критику в адрес певицы.
Но в Донецке ей благодарны за наличные, которые были доставлены в театр в бумажном конверте. Все работники: от генерального директора до уборщицы – получили единовременную выплату в размере 3000 рублей, а остаток был потрачен на лекарства, сообщила Наталья Ковалева.
Артисты, получившие урезанную зарплату всего раз за последние полгода, остро нуждались в деньгах. Другие люди также предлагали свои пожертвования, но театр не смог их принять, из-за того, что у всех жителей Донецка заблокирован доступ к их банковским счетам. Большинство артистов уже не в состоянии платить за удовлетворение основных потребностей, но всё ещё продолжают выступать.
Внутри труппы стараются не говорить о политике, но очевидно, что там тоже есть свои разногласия. Одна из ведущих сопрано в ноябре направилась в Киев, чтобы получить награду от президента Петра Порошенко, в то время как другая группа певцов дала концерт в госпитале для раненых боевиков в прошлый четверг, пожелав им скорейшего выздоровления и призвав их к победе.
“Я не знаю, кто прав, а кто виноват, думаю, это известно только небесам.
Всё, что я знаю – это то, что всего этого не должно было случиться. У каждого, вроде бы, есть разум, все выглядят взрослыми и образованным. Но в чём же тогда проблема? Как они могли допустить такое?”
– сказала Качалова, качая головой.
Она предлагает музыкальное решение этому безумию:
“Вы выходите из дома утром: под ногами лед, в лицо дует ветер, сверху падает снег, а звуки взрывающихся снарядов раздаются отовсюду. Что ещё остается, кроме как продолжать идти, напевая про себя Штрауса?”
Шаун Уолкер, “The Guardian“, перевод – Андрей В.