Нет, Мария Каллас не писала твиты.
Но если у кого-то появится вопрос о том, как цифровые СМИ меняют мир оперы и классической музыки, то в качестве примера стоит рассмотреть последние несколько недель жизни знаменитой американской оперной певицы, меццо-сопрано Джойс ДиДонато.
Вирусная онлайн-кампания сделала рекламу выступления госпожи ДиДонато, которая считается оперной певицей высокого уровня и знает толк в социальных сетях, на поле стадиона «Кауффман» в Канзас-Сити, в штате Миссури, где на прошлой неделе она исполнила национальный гимн на седьмой игре Мировой Серии вместе со своими фаворитами из «Роялс».
Теперь любой из ее новоиспеченных фанатов или тех, кого вдохновило ее исполнение на стадионе, сможет в онлайне видеть и слышать госпожу ДиДонато за ее постоянным занятием – пением арий (не гимнов).
Во вторник вечером ее сольная программа с венецианскими песнями в концертном зале «Карнеги-Холл» станет первым в истории концертом в «Карнеги», который будет бесплатно транслироваться в интернете.
“Может быть, они кликнут”
– сказала госпожа ДиДонато, используя фразу, которая была бы совершенно чуждой предшествующему ей поколению див. Она рассказала, что была потрясена ажиотажем в интернете, вызванным кампанией, которая организовала ей исполнение гимна на Мировой Серии: он рос так быстро, что впервые певица просто не успевала следить за своими аккаунтами в Твиттере и Фейбуке.
Сольный концерт госпожи ДиДонато будет транслироваться в прямом эфире на сайте классической музыки Medici.tv, поэтому его можно будет смотреть на компьютерах, смартфонах, планшетах и по смарт-тв. Запись также будет храниться в бесплатном доступе в течение 90 дней после выступления.
Концерт станет первым из четырех представлений в Карнеги-холле, которые будут транслироваться на сайте Medici.tv этой осенью, ведь концертный зал только начинает свой первый опыт вещания классической музыки, в то время как многие оркестры и оперные театры уже экспериментируют в этой области.
Джойс ДиДонато: «Музыка может быть светом во всем этом мраке»
По словам Клайва Гиллинсона, исполнительного директора и художественного руководителя Карнеги-холла, появление потокового режима стало традиционной составляющей записей и выступлений многих артистов классической музыки, что изменило политику соответствующих организаций.
“Раньше существовал определенный принцип работы, когда выступления продвигали СМИ и артисты зарабатывали деньги благодаря СМИ (заключая крупные контракты на запись), телевидению и другим подобных структурам. Сегодня имеет место совершенно противоположная модель.
Теперь, по существу, СМИ продвигают выступления. Каждый артист зарабатывает на жизнь в концертном зале”.
– сказал господин Гиллинсон.
Портал Medici.tv, открывшийся в 2008 году, предлагает два сервиса: живые концерты и записи, которые хранятся с свободном доступе в течение 90 дней. За плату подписчики получат доступ к архиву с 1400 концертами.
Medici.TV заработает 1 миллион долларов подпиской на трансляции концертов классической музыки
Эрве Буасьер, основатель и управляющий директор ресурса, рассказал, что на сайте, штаб-квартира которого находится в Париже, насчитывается более 200 000 зарегистрированных пользователей и 10 000 платных подписчиков.
Сегодня решение о потоковом вещании учреждения зачастую диктуется его отношениями с профсоюзами. Контракты, составленные в те дни, когда запись и вещание еще были прибыльными (прежде чем организации увидели в них, по существу, инструменты маркетинга), до сих пор предлагают высокие выплаты СМИ. Как утверждают некоторые представители, это сделало бы потоковый режим слишком дорогим удовольствием.
По словам господина Гиллинсона, Карнеги-холл заключил сделку с обслуживающим персоналом, благодаря чему потоковое вещание стало доступным. Что касается сайта Medici.tv, он пояснил, что Карнеги-холл платит за организацию концертов, в то время как Medici создает и запускает интернет-трансляции.
Потоковое вещание рассматривается в качестве важного инструмента для доступа не только к той аудитории, которая использует компьютеры и другие устройства для осуществления функций, выполняемых когда-то стереосистемами и телевизорами, но и к молодежи, которая уже привыкла получать доступ к развлечениям в то время, в которое им удобно. Это вписывается их расписание и не зависит от графика радиостанций или телевизионных сетей.
Господин Буасьер рассказал, что обычно живая трансляция на Medici привлекает от 10 000 до 15 000 зрителей, при этом в 20 раз больше людей смотрят концерты в течение 90-дневного периода бесплатного просмотра.
Госпожа ДиДонато, которая выросла в Канзасе, недалеко от Канзас-Сити, сказала, что рассматривает свой аккаунт в Твиттере, страницу на Фейсбуке, исполнение гимна и свой потоковый концерт как способы связи со зрителями и, возможно, как способы уменьшения дистанции с теми, кого отпугнула опера.
“Собираюсь ли я из-за этого прекратить продажу дисков? Будет ли больше людей ходить в оперу? Я не знаю.
Но что я действительно знаю, так это то, что если люди один раз сплотились вокруг какого-то человека в комфортной для них обстановке, тот факт, что этот человек – “оперный певец” бугает их уже несколько меньше”.
Майкл Купер, The New York Times. Перевод – Андрей В.