В Лондоне окончательно утвержден новый пост Саймона Рэттла (в 2017 году он cтанет главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, сменив на этом посту Валерия Гергиева), и теперь всё внимание приковано к Берлинскому филармоническому оркестру и к вопросу о том, кто возглавит его в качестве главного дирижера.
Пришло время передать эстафету. Саймон Рэттл готовится стать музыкальным руководителем Лондонского симфонического оркестра в 2017 году, и меньше, чем через год после этого, оставить пост главного дирижера в Берлинском филармоническом оркестре.
Так как в масштабах классической музыки эти три года – всего лишь дуновение ветра, Берлинскому филармоническому оркестру необходимо уже сейчас задуматься о том, как найти подходящего мужчину к 2018 году.
Мужчину? Да. Учитывая пренебрежительное отношение к равенству полов в высших дирижёрских кругах, можно сделать вывод, что следующим главным дирижером снова будет мужчина, по крайней мере на некоторое время (хотя ничто мешает уделить внимание таким представительницам прекрасного пола, как Симоне Янг, Эммануэль Аим и Сусанне Мялкки, которые дирижировали оркестром в предыдущие годы).
11 мая 2015 года пройдет первый тур закрытого голосования среди 124-х членов Берлинского филармонического оркестра, который определит следующего главного дирижера. Этот факт прекрасно известен и окружен огромным количеством слухов – Берлинские филармоники долго будут обсуждать это назначение. Скорее всего, голосование пройдёт в несколько этапов, во время которых которых будет выбран окончательный кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Проблема в том, что среди самых знаменитых современных дирижеров наблюдается большая разница в возрасте. Есть множество молодых кандидатов, не имеющих за спиной достаточного опыта, но обладающих необходимой харизмой – правда, все они в настоящее время уже занимают солидные посты (см. ниже), а кроме того, есть многоуважаемые и почитаемые представители старшего поколения, чье время и энергия, безусловно, более ограничены.
А вот среднее поколение дирижеров, которым сейчас 40 или 50 лет, имея подходящий баланс сил, опыта и амбиций, во многом выпадает из поля зрения Берлинцев – а также из поля зрения более широкой оркестровой среды. Энтузиазм молодости или супер-зрелость – это, кажется, единственные состояния, в которых сегодня может находиться великий дирижер.
Вот моё видение ситуации, основанное на догадках, а также на изрядной доле слухов.
1. Кристиан Тилеманн
Возраст: 55
Текущее место работы: главный дирижер Саксонской государственной капеллы
Вероятность назначения: 5/10
Признанное великолепие Тилеманна в постромантическом репертуаре (в частности Брукнер, Штраус, Вагнер, но не Малер, к которому он испытывает меньше симпатий), его давнюю страсть к немецкой – особенно прусской – культуре, историческим символом которого как раз является Берлинский филармонический оркестр, а также сотрудничество с Гербертом фон Караяном невозможно игнорировать.
Но ограниченность его репертуара наряду с политическими пристрастиями может оттолкнуть некоторую часть аудитории, особенно международной, чья поддержка так важна для репутации Берлинских филармоников.
2. Андрис Нельсонс
Возраст: 36
Текущее место работы: музыкальный руководитель Бостонского симфонического оркестра
Вероятность назначения: 7/10
Новое пришествие на Олимп классической музыки состоялось, когда Нельсонс занял пост музыкального руководителя Бостонского симфонического оркестра в этом году. Позже в этом году он покинет Симфонический оркестр Бирмингема. Он также может рассматриваться в качестве одного из фаворитов на пост главного дирижера Метрополитен-оперы, когда уйдет Джеймс Ливайн (Ливайн в течение длительного времени одновременно являлся главным дирижером Метрополитен-оперы и Бостонского симфонического оркестра – прим. ред.).
Покинет ли он Бостон ради Берлина? Думаю, это маловероятно. Ему интересны оба варианта, но он захочет сделать максимум на посту главного дирижера в Бостоне, а Берлин может рассматривать уже в качестве следующего места работы после Бостона.
3. Янник Незе-Сеген
Возраст: 40
Текущее место работы: музыкальный руководитель Филадельфийского оркестра
Рейтинг симпатий Берлинских филармоников: 5/10
Похожая ситуация: Незе-Сеген недавно продлил свой контракт в Филадельфии до 2022 года и успел завоевать расположение многих слушателей и критиков везде, где работал, а также любовь оркестров – таких, например, как Камерный оркестр Европы или Лондонский филармонический оркестр.
Учитывая его преданность Филадельфии и его успех там, можно сделать вывод, что соблазн Берлина не станет настолько сильным, чтобы разорвать его американские обязательства.
4. Густаво Дудамель
Возраст: 33
Текущее место работы: музыкальный руководитель Лос-Анджелесского филармонического оркестра
Вероятность назначения: 5/10
Дуд с часами Ролекс и Берлинским филармоническим оркестром – это, прежде всего, мечта пиарщика (Густаво Дудамель является рекламным лицом компании Rolex – прим. ред.). Однако Дудамель – серьезная фигура в мире классической музыки: его работа в Лос-Анджелесе, где он расширяет свой репертуар, и масштабы самого оркестра – это как раз то, что ему нужно на ближайшие несколько лет.
Поездка в Берлин на этом этапе может изменить все планы. Но он, как и Нельсонс, всегда будет на рассмотрении, когда берлинцам потребуется новый человек у руля.
5. Марис Янсонс
Возраст: 72
Текущее место работы: Главный дирижер симфонического оркестра Баварского радио
Вероятность назначения: 7/10
Янсонс достаточно популярен, но его назначение было бы не столь долгосрочным (если, конечно, он не последует примеру Пьера Монте, который возрасте 86 лет подписал контракт с Лондонским симфоническим оркестром на двадцать пять лет с возможностью его продления).
Янсонс, вероятно, самый почитаемый из всех маэстро своего поколения, работающих в наше время, и способен превратить в “космическое” чудо, всё чем он занимается (это его собственный термин для тех редких случаев, когда на концерте все сливается воедино). Может быть он не будет вести за собой берлинцев в новую эпоху в смысле репертуара или инновационных выступлений, но, я уверен, что он сможет соблюдать и укреплять музыкальные ценности в коллективе. Кстати, его текущий контракт с баварцами как раз заканчивается в 2018 году.
6. Даниэль Баренбойм
Возраст: 72
Текущее место работы: музыкальный руководитель Берлинской государственной оперы/капеллы
Вероятность назначения: 7/10
Кандидатура Баренбойма рассматривалась в качестве альтернативы Рэттлу еще в 1999 году. Может быть, наконец, настало его время? Его влияние уже распространилось в Берлинской государственной опере и в Академии.
С ним ситуация такая же, как и с Янсонсом – могут взять на короткий период, хотя неизвестно, захочет ли он покинуть свой оперный театр ради Филармонии, а главное, сколько времени сможет он посвящать оркестру. Они могут изумительно музицировать вместе, что доказал концерт в Оксфорде в 2010 году.
7. Риккардо Шайи
Возраст: 62
Текущее место работы: Главный дирижер театра Ла Скала в Милане, музыкальный руководитель Лейпцигского оркестра Гевандхауза
Вероятность назначения: 4/10
В настоящее время у Шайи есть действующий до 2020 года контракт в Лейпциге, где он добился признания за изменение консервативных устоев оркестра своим смелым радикализмом, который слышен в записях Бетховена и Брамса. Кроме того, с 2017 года он станет музыкальным руководителем Ла Скала, дело, которое он вполне может рассматривать в качестве судьбоносного в смысле возрождения итальянской оперной культуры на её духовной родине.
По сравнению с оперным театром, Берлинцы, вероятнее всего, отойдут на второй план.
8. Риккардо Мути
Возраст: 73
Текущее место работы: музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра
Вероятность назначения: 4/10
Мути мог бы стать очередным почетным кандидатом, но может случится так, что он останется позади Янсонса и Баренбойма.
9. Кирилл Петренко
Возраст: 42
Текущее место работы: музыкальный руководитель Баварской государственной оперы
Вероятность назначения: 4/10
Имя Кирилла Петренко мало известно в Великобритании, но в Германии это один из наиболее признанных дирижеров. Сейчас он укрепляет свою репутацию в Государственной опере Мюнхена, и, хотя он сумел довести до дрожи слушателей в Байрейте своей интерпретацией вагнеровского «Кольца Нибелунга», ещё слишком рано совершать прыжок из оркестровой ямы на подиум Берлинской филармонии.
Кирилл Петренко возглавит Берлинский филармонический оркестр
10. Некоторые другие…
Есть еще несколько дирижеров, которые тесно связаны с Берлинской филармонией и на кого следует обратить внимание: Дэниэль Хардинг (ещё один очень серьёзный будущий кандидат), Пааво Ярви, Семен Бычков и Владимир Юровский.
11. Никто из вышеперечисленных. То есть вообще никто.
Есть такая мысль: зачем Берлинской филармонии нужен главный дирижер? У них уже есть сложившиеся взаимоотношения со всеми вышеперечисленными дирижерами, так же как и со многими другими, поэтому они легко могут планировать сезоны своих выступлений с Янсонсом и Хардингом, с Нельсонсом и Баренбоймом, с Харви и Петренко, просто привлекая нужного человека в нужное время. С такими опытными музыкантами, обладающих большими возможностями и влиянием, Берлинцы как, наверное, ни один оркестр в мире, могли бы руководить сами, не теряя свою внутреннюю музыкальную индивидуальность.
Как мне признались некоторые музыканты, они уже чувствуют, что во многом обходят своих дирижеров. Вот прекрасный шанс для них доказать это.
Известнейший оркестр, который с легкостью способен привлечь любого самого выдающегося дирижера для концертов и гастролей, останется одним из самых известных брендов в области классической музыки, но оркестранты имели бы больше свободы, а главное, судьба коллектива была бы в его руках.
Единственная проблема может быть в том, что внутренние трения в оркестре могут выйти из под контроля, а без управления креативно мыслящего главного дирижера, такого, как Рэттл, консерватизм может вытеснить творчество. Но лучше управлять оркестром самим, чем понизить уровень игры благодаря назначению дирижера, который не вполне готов к управлению таким оркестром.
В принципе, я думаю, что лучший выбор – это Янсонс или Баренбойм. Они могли бы стать своего рода “бабьим летом”, во время которого более молодые маэстро наберутся опыта для такого поста. При всем при том Берлинцы, вероятно, выберут имя, которое я даже не упомянул. Поживём – увидим.
Том Сервис, “The Guardian“. Перевод – Андрей В.