В День знаний один из виднейших композиторов современности, художественный руководитель Московской филармонии, профессор, педагог вывел четыре правила успешного творческого начала молодого композитора.
Если их придерживаться с начала учебного года, потом не придётся сокрушаться о потерянном времени.
Правило 1: Не ленись сочинять
С первого курса Хренников нам повторял:
«Вы должны выйти в мир с большим количеством сочинений».
Когда я оканчивал консерваторию, мной были написаны два струнных квартета, кантата, концерт для фортепиано, два вокальных цикла, вариации для скрипки с фортепиано. Я мог не только что-то предложить и струнному квартету, и пианисту, и певцам, но и сам сыграть свой фортепианный концерт. При этом совсем не был чемпионом в репертуаре.
К сожалению, сейчас большинство студентов пишут музыку только к зачёту, к экзамену, а всё остальное время не пишут. Ах, мол, не пишется! А потом за пять дней вдруг начинает писаться.
Получают зачёт, и вновь четыре месяца до летнего экзамена ничего не пишется. Ленятся! В консерватории надо заставлять себя заниматься каждый день. Уделять написанию минимум час-полтора.
Правило 2: Не сиди в стороне
Молодой композитор должен решить: для кого он пишет? Он не в одиночестве учится пять лет. Вокруг него сокурсники. Один на рояле играет, другой на скрипке, третий на виолончели, четвёртый поёт. Всегда есть возможность попробовать поработать с исполнителем.
Напиши для того, о ком говорят:
«Это замечательный виолончелист».
Попроси:
«Попробуй сыграть».
Он попробует, а ты попробуй послушать и после напиши ему то, что у него хорошо получается, чтобы и ему было, с чем себя показать. Это гораздо лучше, чем переживать по поводу того, возьмут твоё сочинение на фестиваль или не возьмут. Надо быть практиком! Если написал произведение, а оно не понравилось, – пиши дальше, предлагай. Необязательно для популярных инструментов. Есть, например, туба и тромбон. У музыкантов, солирующих на них, всегда маленький репертуар.
Помню замечательного тромбониста Гришу Херсонского. Играл в БСО. Весь класс Хренникова ему сочинял, а он всё играл, потому что другого нового в его репертуаре ничего не было.
Правило 3: Создавай свой круг
Просто «композитор» никому не нужен. Композитор должен быть и режиссёром, и художником, и драматургом. Он должен думать, кому из тех, кто рядом, «что» лучше написать.
Пусть этим «что» окажется небольшая, но удачная пьеса для отдельного инструмента. Однако слух о ней распространится сразу, и вскоре к автору обязательно придёт другой исполнитель и попросит написать что-то и для него. А потом новость пойдёт по цепочке, заработает «сарафанное радио». И, оканчивая консерваторию, выпускник постепенно вокруг себя таким образом создаёт маленький круг людей, готовых всегда исполнять его музыку.
Первый импульс должен идти от молодого автора, потому что никто молоком из бутылки его кормить не будет.
Правило 4: Играй!
Композиторы перестали владеть инструментом – на рояле играют плохо или вообще не играют, другие инструменты на практике тем более не осваивают. Им сложнее потом найти работу и прокормить себя.
Композитор должен очень прилично играть на рояле. Никакие компьютеры ему не помогут. Вспомните Шютце, Букстехуде, Баха, Генделя. Они были величайшими исполнителями своего времени. От Моцарта, Бетховена, Гайдна вплоть до Щедрина, Хренникова, Тищенко – все блестящие пианисты. Паганини – скрипач и гитарист, Берлиоз – гитарист и флейтист. Этот список можно продолжать.
Мог ли Прокофьев жить на собственную музыку с восемнадцати лет, если он начал зарабатывать как композитор после тридцати лет, когда Дягилев поставил его балеты?! В Штатах Сергей Сергеевич зарабатывал только концертами. Да, он играл свои сочинения, но выступал как пианист. То же можно сказать о Рахманинове. А Шёнберг? Он оркестровал оперетты в Вене! Сейчас и не знают, что с его оркестровкой по-прежнему идёт множество оперетт.
Так что всем молодым ребятам надо знать: если выходишь из вуза, плохо играешь на рояле, не умеешь инструментовать хотя бы «польку-бабочку», окажешься никому не нужным, и в жизни придётся трудно.