Экономические проблемы филармоний России в том, что их постоянные поклонники немолоды, а их молодые поклонники непостоянны. Такая тенденция Поморье пока не затронула.
Такой диагноз поставили авторы доклада «Концерты академической музыки сквозь призму современных потребительских практик».
«Без проведения активных, совместных с культуртрегерами мероприятий по образовательной и культурной политике, спрос на концерты классической музыки в ближайшие тридцать лет упадёт приблизительно на 36%»,
— цитируют они Томаса Хаманна из Университета Лихтенштейна. И далее приводят результаты опроса посетителей Санкт-Петербургской академической филармонии, которые показывают, кто слушает такую музыку в России и почему спрос на неё может упасть и в нашей стране. Было опрошено 249 посетителей, из которых 89 причислено к постоянным (посетили Большой зал Филармонии 4 и более раз за сезон) и 160 — к ситуативным (посещали реже).
Постоянные посетители ходят по работе или учебе, а также потому, что любят музыку и конкретных её представителей. Ситуативные — ради настроения и расширения кругозора. Примечательно, что ситуативные богаче: 50% из них могут позволить себе покупать все, кроме дорогих вещей (авто, жилье и т. д. ).
Среди постоянных посетителей таких обеспеченных лишь 30%. При этом уровень образования постоянных и ситуативных посетителей отличается, но не сказать, что существенно: так, среди постоянных 5,75% с учёной степенью (против 1,88% среди ситуативных) и 70,11% с высшим образованием (против 67,50%).
Но главное отличие в том, что постоянные посетители гораздо старше молодых, и на диаграмме (см. ниже) не видно, что со временем им на смену придёт новое поколение любителей классики. Вывод, который напрашивается при взгляде на диаграмму — если эти 60% посетителей старше 55 лет (что составляет около 20% от общего числа посетителей) умрут через несколько лет, то спрос на академическую музыку упадёт на эти же 20%.
В Поморской филармонии Архангельска дела обстоят лучше, однако раскрыть финансовую составляющую в местной филармонии отказались.
«Мы работаем со всеми посетителями и старшего возраста и младшего. У нас есть постоянный слушатель, но много и новых слушателей, особенно среди молодёжи. Пытаемся привлекать посетителей разными способами. Наиболее новый и современный это, конечно же, система различных абонементов»,
— рассказала корреспонденту НП заместитель директора Поморской филармонии Людмила Макарова.