Так и есть: в севастопольском театре флота – большой переполох. Похоже, лавреневцы всерьез задумались о смене статуса.
А что? Почему бы из актеров драмы не переквалифицироваться в солистов оперы?
Ну если не национального масштаба, то хотя бы провинциального. Да и в самом-то деле: времена-то какие сейчас на дворе стоят? Правильно, конъюнктурные. А зритель какой пошел? Привередливый, недовольный, вечно требующий что-нибудь новенькое.
А за восемь-то десятков лет кому угодно прискучат достоевская психология, гоголевские исследования славянской души и чеховское бичевание русской действительности. Вот и подумали в театре флота в предъюбилейном сезоне о кардинальной смене имиджа.
Только представить: Оперный театр Черноморского флота имени… Лучано Паваротти или, скажем, Пласидо Доминго! Каково? На мой взгляд, идея недурственная. Что, не верите? А как же расклеенные по всему городу театральные афиши? Те самые, где черным по белому написано кричаще-требовательное объявление: “Одолжите тенора!”.
А под надписью – запечатленное фотографом на фоне зала, сильно смахивающего на французскую Гранд Опера, трио в составе заслуженных артистов Автономной Республики Крым Андрея Дзубана, Ильи Домбровского и их очаровательной спутницы Анастасии Баклановой-младшей.
Нет ни малейших сомнений в том, что эта великолепная троица отошла от идеалов классической драматургии, позабыла нетленные произведения Шекспира и Достоевского, Чехова и Гоголя. Костюмы, положение рук, горящие взгляды, выразительная артикуляция свидетельствуют о том, что перед нами отнюдь не драматические актеры, а самые настоящие оперные певцы.
Утверждают, что в дирекции флотского театра соискатели на свободную вакансию тенора уже оборвали все телефонные провода. Что вы хотели? Не каждый же день в нашем городе требуются теноры. А те, что есть, увы, до настоящего времени в большинстве своем сидели без работы.
Ой, давно подозревал, что так и должно было когда-нибудь случиться. Недаром Илья Домбровский и компания минувшим летом “засветились” в проекте “Содружество актеров “Другая сцена”, презентовав публике коллектив “Группа в Ухо”. Это уже тогда они блеснули незаурядными вокальными данными…
Так вот о какой другой сцене шла речь! Только не надо говорить о том, что руководство театра пребывало в абсолютном неведении относительно коварных замыслов лавреневцев! На певческое дело их самолично вдохновил директор тогда еще Драматического театра Черноморского флота имени Б. Лавренева Сергей Мамайсур. И вот результат!
Ну а если серьезно, то в театре флота – очередная и долгожданная премьера по одноименной пьесе американского драматурга Кена Людвига. Севастопольские и флотские зрители уже знакомы с его творчеством. Кассовый спектакль “Примадонны” сегодня в репертуаре флотского театра и уже успел полюбиться публике. Пьеса “Одолжите тенора!” до поры до времени лежала в театральном портфеле лавреневцев, и вот наступил тот самый час, когда оттуда ее извлек главный режиссер театра, народный артист России, заслуженный артист Украины, лауреат Госпремии АР Крым Александр Губарев.
Извлек и не ошибся: “Одолжите тенора!” – искрометный, фонтанирующий юмором, приправленный перчинкой пикантности, сдобренный хорошей интригой спектакль. Иными словами, всем тем, что и должно быть в комедии положений и есть в нынешней премьере – и американский прагматизм, и (что удивительно!) французский шарм, и итальянский темперамент, и английская чопорность, и даже свойственная русской душе бесшабашность.
Заслуженный артист АРК Юрий Пимкин – истинный американец. Диана Кугаевская и Анастасия Бакланова-младшая – горячие французские штучки. Народная артистка России Валентина Попова – само воплощение английских светских салонов. Герой Ильи Домбровского – сомневающийся, но склонный к авантюрам молодой человек. Ну чем не русский парень?! Андрей Дзубан и Ксения Громова – классический пример типичной в нашем понимании итальянской семьи.
Удивительно, как образом Кену Людвигу – вашингтонскому юристу по образованию – пришла в голову эта история, которую он крайне удачно изложил на бумаге? Как бы там ни было, но уже два десятка лет его “Тенор” не сходит с лучших театральных подмостков.
Зрители – в восторге, критики – в злобном замешательстве: обструкции можно подвергнуть разве что игру актеров. Да и то предавать их “анафеме” – занятие не благодарное. В пьесе Людвига актеры упиваются друг другом, легко, без напряжения бросают реплики и, словно малые дети, самозабвенно играющие в мяч, ждут и главное – получают от партнера такую же отдачу. Александр Губарев как режиссер-постановщик очень точно, можно сказать, снайперски распределил роли.
Илья Домбровский и Андрей Дзубан внешне совершенно не похожи друг на друга. Но по спектаклю герой Домбровского будет вынужден играть персонажа Дзубана. Каково? И в это должны поверить не только остальные герои комедии, но и публика. Лавреневцы играют иногда на грани фола, но не переступают за опасную черту, за которой игра становится кривляньем. Актеры на самом деле не пущены в автономное плавание. Во всей, казалось бы, какофонии быстро сменяющихся картин просматривается очень четко прописанный рисунок каждой роли и спектакля в целом.
Зрителям же остается погрузиться в атмосферу Кливленда середины тридцатых годов, созданную на сцене художником-постановщиком, заслуженным деятелем искусств Украины Галиной Бубновой, и заглянуть в номер отеля, в котором остановился знаменитый итальянский тенор Тито Мерелли (Андрей Дзубан).
Интриги закулисья провинциального американского театра, оперные партии, которые лавреневцы исполняют вживую, туповатый фанатизм поклонников, ничего не понимающих в искусстве, и даже таинственно исчезнувший труп – в премьерном коктейле “Одолжите тенора!”. Похоже, что у спектакля Рэя Куни “№ 13”, который не сходит со сцены флотского театра несколько сезонов, появился достойный конкурент.
О чем это спектакль? Да конечно же, о любви. О любви, которая в конечном итоге обязательно побеждает и выходит на поклон к зрителям абсолютным триумфатором.