В канун Пасхи в России будет праздноваться юбилей Сергея Прокофьева – 23 апреля великому композитору исполнилось бы 120 лет.
Судьба Прокофьева оказалась уникальной. Сейчас композитор воспринимается как мастер крупных форм, хотя наиболее полно он все-таки реализовался в малых жанрах и в произведениях для детей.
Будущий музыкант родился 23 (11-го по старому стилю) апреля 1891 года в семье агронома Сергея Прокофьева. Образованием сына занималась мать, которая была неплохой пианисткой. Это неудивительно, ведь она происходила из рода крепостных графов Шереметьевых – как известно, представители этого рода большое внимание уделяли театральному обучению подневольных крестьян.
Музыкой Сережа Прокофьев начал заниматься с пяти лет, а в 10-летнем возрасте он уже написал свои первые оперы – «Великан» и «На пустынных островах».
В 1909 году он заканчивает Петербургскую консерваторию, где обучался инструментовке у самого Римского-Корсакова. Как серьезный композитор, Прокофьев начинал с фортепианных пьес, сонат для струнных и концертов для скрипки с оркестром. Первая из основных опер Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» была поставлена в 1921 году в Чикаго, где композитор много гастролировал после революции.
Судьба другой оперы – «Огненный ангел» (по роману Валерия Брюсова) – оказалась не столь радужной. В 1926 году Прокофьев не успел закончить это произведение к намеченной премьере в Берлинском театре. Дальнейшие многочисленные попытки воплотить «Ангела» на различных зарубежных сценах также не увенчались успехом. Первая постановка состоялась лишь 14 сентября 1955 года в театре «Ла Фениче» в Венеции.
Еще печальнее вышло с пушкинским «Борисом Годуновым». Сценическим воплощением этой оперы занимался Всеволод Мейерхольд, объявленный в 1936 году неблагонадежным. «Бориса Годунова» впервые поставили только в 2010 году.
К самому Прокофьеву советские власти тоже относились с подозрением, ведь в том же 1936-м он вернулся из эмиграции, привезя с собой жену-испанку. Не выдержав постоянного прессинга, Прокофьев в 1941 году дистанцировался от семьи, а через несколько лет советское правительство объявило этот брак недействительным (притом что официального развода не было).
В 1946 году композитор получает Сталинскую премию первой степени за 5-ю симфонию, воспевшую подвиг русского народа в Великой Отечественной войне. Но уже следующая, 6-я, Симфония была объявлена упаднической и формалистской, а ее автор «уличен» в потакании западным вкусам. Из-за этого Прокофьев был вынужден прощальной Симфонии № 7 придавать нарочито простую форму и подчеркнуто оптимистический настрой.
Первоначально произведение задумывалось как детская сказка, созданная по модели успешной симфонической фантазии «Петя и Волк» (1938) году. История об отважном пионере Пете, который победил злого волка и примирил кошку, птичку и утку, до сих пор с успехом идет в российских музыкальных театрах.
23 апреля очередная постановка сказки состоится в столичной «Новой опере».
Этот спектакль станет лишь одним из пунктов программы празднования 120-летия Сергея Прокофьева. 22 апреля в той же «Новой Опере» состоится концерт, в котором музыка Прокофьева к фильмам Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и «Александр Невский» прозвучит в исполнении солистов, хора и оркестра «Новой Оперы» под управлением дирижера Дмитрия Волосникова. Во время концерта кадры из фильмов Эйзенштейна будут проецироваться на большой экран.
В фойе театра будет проходить выставка, посвященная «Деревянной книге Сергея Прокофьева». В ней 48 современников композитора – музыкантов, художников, литераторов – с 1916-го по 1921 год отвечали на вопрос «Что вы думаете о солнце?». Среди других экспонатов – «девятерные шахматы», изобретенные Прокофьевым и воссозданные по его рукописям, фотографии из семейного архива и редкие кадры кинохроники.
Известно, что Прокофьев был заядлым шахматистом. В 1937 году вызвал большой резонанс его матч с Давидом Ойстрахом (в ходе которого Прокофьев, правда, проиграл).
В екатеринбургском «Театре оперы и балета» состоится премьера новой интерпретации оперы «Любовь к трем апельсинам». Премьерные показы оперы пройдут в театре 27, 28, 29 и 30 апреля, а также 15 мая.
Вспомнят Сергея Прокофьева не только музыканты, но и ученые. В Москве пройдёт международная научная конференция «Сергей Прокофьев в современном мире». Состав участников будет очень представительным: помимо большого количества уважаемых русских музыковедов на конференцию приедут гости как из ближнего зарубежья – Украины, Белоруссии, так и из дальнего – Великобритании и США.
На конференции будет работать несколько секций – «Прокофьев и мир искусства», «Прокофьев и его современники», «Прокофьев и игра» и секция без названия, для которой будут собраны самые разнообразные материалы. Конференция будет проходить с 27 по 30 апреля в Музее Глинки. По итогам конференции будет издан сборник.
Зачастую встречаются достаточно курьезные новости о праздновании прокофьевского юбилея. Так, в Донецке имя Прокофьева хотят сделать… брендом. Это связано не только с празднованием 120-летия известного композитора, но и подготовкой к Чемпионату Европы по футболу 2012 года.
В скором времени ожидается, что в Донецком парке будет постоянно звучать музыка Прокофьева. А начальник управления культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации Николай Пташка планирует нарезать наследие великого композитора на рингтоны.
«Молодые люди предложили идею, допустим, мы берем какой-то фрагмент известный, и мы перекладываем его – делаем классический вариант, джаз, ретро и они тогда… есть проект, не знаю, как это технически называется, что это можно на мобильные телефоны скачивать. Мы сейчас с ними работаем»,
– заключил Пташка (особенности речи оратора сохранены).
Вряд ли буйство и монументальность творений Сергея Прокофьева можно втиснуть в прокрустово ложе мобильных звонков. Намного органичнее эксперименты металлических групп. Например, немецкая группа Rage использовала третью из четырех фортепианных прокофьевских пьес (op. 32) 1918 года для вступления к своему альбому «Secrets in a Weird World» (1989). Получилось редкое сочетание нежности с поступью грозовых бурь и скорбными хоралами. Недаром же Прокофьева величали «стальным пианистом».
Денис Ступников, “КМ.RU”