Начало XXI столетия ознаменовано новым революционным трендом в арт-менеджменте – организацией гастролей несуществующих оркестров.
Бродят эти оркестры-призраки не по Европе, ходят они, а точнее, совершают длительные автобусные переезды по Североамериканским Штатам, когда-то стянутым гением Артура Джадсона в единую систему концертного менеджмента.
Основав в двадцатых годах прошлого века компанию Columbia Artists Management Inc., Джадсон объединил менеджеров и стал контролировать концерты практически по всей стране. В то время, когда Европа готовилась ко Второй мировой войне, на музыкальной карте Америки 1940 года уже значилось 1900 городов, о чем пишет Норман Лебрехт в книге под названием «Кто убил классическую музыку?».
Агентство Columbia Artists объявило о прекращении своей деятельности
Там же находим сколь блестящее, столь и пристрастное жизнеописание Рональда Вилфорда по прозвищу «Серебряный лис», человека, в 1969 году потеснившего всесильного Джадсона на посту президента «Коламбии». Книга Нормана Лебрехта имеет дурную репутацию у профессионалов, говорят, в ней много вранья, и тем не менее это уникальный труд, позволяющий заглянуть в закулисье концертного менеджмента США прошлого века.
Возвращаясь к Вилфорду, следует заметить, что этот человек, начинавший свою деятельность в качестве агента мима Марселя Марсо, позже привел в Америку Герберта фон Караяна и также был причастен к выведению на большую сцену целого поколения блистательных дирижеров. Это Риккардо Мути, Клаудио Аббадо, Андре Превен, Джеймс Ливайн, Карлос Клайбер, Бернард Хайтинк, Колин Дэвис и др. Однако речь здесь, к сожалению, пойдет не о них.
Итак, место действия: тучная американская нива — многие тысячи малых и больших концертных площадок по всей стране в городах и университетских кампусах, соединенных друг с другом безукоризненными хайвеями. Время действия: сейчас. Игроки: легендарное агентство CAMI, 84-летний Рональд Вилфорд, неувядающий «Серебряный лис», его соратник 62-летний Эндрю Гроссман по прозвищу Тефлоновый Эндрю, один из боссов «Коламбии», влиятельный менеджер неотразимого обаяния, известный своим пристрастием к использованию фальшивых фото и биографий артистов, и, наконец — оркестры-призраки.
На официальном сайте CAMI в разделе «Оркестры» среди таких тяжеловесов, как «Гевандхауз», «Бостон Попс», Королевский Концертгебау, «Радио Франс», а также оркестр Мариинского театра и спиваковский НФОР, зимой 2011 года появляется новый коллектив из Санкт-Петербурга под названием Государственный оркестр имени П. И. Чайковского. Его представляет главный дирижер Роман Леонтьев.
Все бы хорошо, но в Санкт-Петербурге никто не знает такого оркестра, ни частного, ни государственного. Идем по ссылке. Видеозапись — Роман Леонтьев на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии дирижирует АСО, вторым филармоническим оркестром Cанкт-Петербурга. И, что самое удивительное, до последнего времени на сайте висела фотография, показывающая «оркестр Чайковского».
На ней представлен ЗКР (Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича) образца двадцатилетней давности. После возмущенных писем администраторов ЗКР и интервью его худрука Юрия Темирканова, данного по этому поводу The New York Times, эту фотографию с сайта нехотя спустя несколько недель убрали.
В помещенной на сайте биографии «оркестра Чайковского» написано, что он возник после Второй мировой войны и за истекший отчетный период неоднократно менял свое название. Последнее обстоятельство не мешает коллективу выступать в лучших залах Санкт-Петербурга, в том числе в БЗФ, а также гастролировать в Европе и Азии. С «оркестром Чайковского», как там сказано, выступали Святослав Рихтер, Монсеррат Кабалье, Виктор Третьяков и пр.
Даже после официальных писем Санкт-Петербургской филармонии устроителю гастролей «оркестра Чайковского» в США Эндрю Гроссману (который не счел нужным на них отвечать), невзирая на разоблачительные статьи в NYTimes, а также образовавшееся, как круги на воде, обсуждение этой аферы на профильных сайтах и в социальных сетях, информация о «Государственном Санкт-Петербургском оркестре имени П. И. Чайковского» и сегодня висит на сайте «Коламбии».
Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Дэниел Уолкин смог дозвониться до Романа Леонтьева. Последний сообщил, что оркестр, таки да, существует, его веб-сайт находится в стадии разработки, и порекомендовал за дальнейшими уточнениями обратиться к Елене Костюченко, создателю и директору коллектива.
Костюченко, в свою очередь, заявила, что оркестр существует семь лет (против шестидесяти, заявленных в официальной биографии, что, кстати, делает принципиально невозможным сотрудничество его, к примеру, со Святославом Рихтером, ушедшим в мир иной в 1997 году), дает в год около пятнадцати концертов и т. д. Жаль, некого спросить, как они играют — я не знаю никого, кто когда-то слышал этот оркестр.
Следует отметить, что мошенничество с оркестром Чайковского — это не досадный срыв, а очередное звено в цепочке жульнических оркестровых и театральных проектов «Коламбии». О них пишет «Нью-Йорк таймс». «Коламбия» еще в 1996-м возила «Звезд Большого балета», труппу, в которой не было ни одного танцовщика из Большого, по поводу чего вынуждена была давать объяснения в суде, но, похоже, вышла сухой из воды.
Два года назад «Коламбия» организовала гастроли по Америке оркестру «Дублин филармония», в составе которого оказалось всего два ирландца; остальной штат был укомплектован музыкантами из Болгарии.
В прошлом году в Америке побывал с гастролями Московский симфонический оркестр радио. Девять недель музыканты этого оркестра (в основном студенты и свободные художники, оркестранты-фрилансеры) колесили по дорогам Кентукки, пересеченной местности Иллинойса и кукурузным полям Огайо. За концерт они получали 40 долларов, суточных не было, зато вдоволь было многочасовых автобусных переездов с остановками у супермаркетов для закупки провианта. Гастроли на выживание. Один из музыкантов этого оркестра после концерта почувствовал головокружение и упал, опрокинувшись через перила, с лестницы, получив черепно-мозговую травму.
Такой оркестр из России с дирижером, солистом и репертуарчиком из произведений Чайковского стоит около восьми тысяч долларов за концерт «под ключ» против ста тысяч и выше, которые нужно заплатить за выступление приличного оркестра, не говоря уже о лучших симфонических коллективах мира.
В результате тура из пятидесяти концертов «оркестра-призрака» прибыль «Коламбии» доходит до миллиона долларов. И не беда, что после выступления Московского оркестра радио в Бронксе было сказано, что уровень коллектива едва соответствует среднему уровню игры консерваторского оркестра. Билеты проданы, деньги собраны. Типичная работа Тефлонового Эндрю.
«Коламбия», прославившая себя сотрудничеством с лучшими исполнителями и коллективами, сегодня не гнушается подобным креативным маркетингом. А что отвечает на многочисленные вопросы легендарный шеф «Коламбии» Рональд Вилфорд? Пожалуйста, вот его ответы.
Во-первых, «Коламбия» основывается на информации, которую оркестры и исполнители дают сами. То есть если что-то с чем-то в этой информации не сходится, все это на совести исполнителей. Во-вторых, «Коламбия» получает процент от сбора, гарантируя оркестрам гонорар и проживание. А сколько при этом платят оркестрантам и в каких условиях они существуют, это не ее, «Коламбии», бизнес. В-третьих, оркестр — живой механизм, в котором музыканты приходят и уходят. То есть юридически «Серебряный лис» защищен: компания в соответствии с уставом всего лишь организует гастроли художественному коллективу и исправно платит налоги с прибыли.
Есть, конечно, здесь зацепка, если покопаться: для того чтобы оркестр получил въездные визы с разрешением на работу, приглашающая сторона, в данном случае «Коламбия», должна направить список под названием «ростер», где перечислены имена всех музыкантов оркестра, на которых запрашиваются визы, в Американскую федерацию музыкантов.
Только получив «добро» от федерации, этот список отправляют в Службу натурализации и иммиграции, выдающую разрешение на работу в США, и последнее слово в выдаче виз ставит госдеп, которому подчиняются локальные посольства и консульства США в разных странах.
В случае с псевдоирландцами в федерацию был заслан ростер из 75 имен преимущественно ирландцев, с опытом постоянной работы в данном оркестре не менее одного года. Однако визы запросили совсем для других музыкантов, и из первого списка во втором осталось лишь 19 человек. В результате замен «в последний момент» (фирменная фишка Тефлонового Эндрю) среди тех, кто получил визы, осталось всего два ирландца. В довершение всего выяснилось, что ирландские имена в первом списке были взяты буквально с потолка.
Как все это стало возможно, мне не дано знать. Доподлинно мне известно лишь, что менеджеры реально существующего оркестра, известного как ЗКР, оформляя раз в два года оркестр на гастроли в США, сбиваются с ног, приводя по требованию американской консульской службы все новые и новые доказательства и документы относительно подлинности ростера ЗКР, а в случае единичной замены музыканта — кипы бумаг, подтверждающих необходимость участия в гастролях именно этого артиста.
Что тут скажешь? Нельзя винить оркестрантов, тяжким трудом добывающих себе кусок хлеба. Люди, которые ездят в такие поездки, наверное, суть бродячие музыканты, и это их жизненный выбор, осознанный или нет. Можно было бы заклеймить позором «Коламбию» и ее нечистоплотных боссов, да что толку? «Коламбия» была и остается крупнейшим игроком на рынке performing arts со всеми вытекающими из этого последствиями. Кстати, в «Коламбии» считают, что, организуя такие туры, делают благородное дело: у жителей американской глубинки нет шанса услышать в своем маленьком городке Венскую филармонию. И им предлагают оркестровый суррогат под звучным именем, способным привлечь внимание неискушенных провинциалов. Помните фильм «American beauty»?
Можно еще порассуждать о махинациях с американскими визами и про то, что госдеп сам себя перехитрил, но скучно это. Конечно, аферы «Коламбии» отвратительны по своей сути, так как там рубят сук, на котором мы все сидим. И на этой гневной обличающей ноте можно было бы и закончить.
Однако приходится признать и другое. Аферы аферами, но дай нам бог дожить до того момента, когда количество пригодных концертных залов, а также их транспортная доступность позволят прокатывать по России не только лучшие оркестры, но и оркестры средней руки. Разумеется, без всякого обмана. И дай нам бог иметь музыкальных журналистов, подобных Дэниелу Уолкину из «Нью-Йорк таймс», которые смогут выявлять аферы в сфере арт-менеджмента и профессионально и честно о них писать.