Владимир Юровский возглавил Государственный оркестр имени Светланова менее полугода назад. Но путь, который выбрал новый художественный руководитель, уже очевиден.
Одно из приоритетных направлений – музыка ново-венской школы, написанная около ста лет назад, но которая и сегодня воспринимается как остросовременная.
Новизну сочинений Веберна и Берга сначала должны были постичь музыканты. Вслед за ними их полюбит и публика. Неделя репетиций перед очередным концертом, это много. Но в данном случае необходимо. Оркестр не играл подобной музыки очень давно.
Владимир Юровский – дирижер новой формации. Каждая программа – выстроенная концепция. В наше время воспринимать Бетховена без его последователей, считает маэстро, невозможно, а ново-венскую школу невозможно понять без Бетховена.
«Веберн, который был не только выдающимся композитором, но и выдающимся педагогом. В конце 20-х – начале 30-х читал лекции о Бетховене, в которых заново объяснял ученикам эту музыку. И показывал, как принципы органического роста, кот он практиковал уже в своей 12- тоновой музыке, все вышли из Бетховена»,
– рассказывает Владимир Юровский. Передать красоту музыки, которая до сих ошеломляет некоторых слушателей своей новизной, маэстро Юровский пригласил французского скрипача Рено Капюсона.
«Скрипичный концерт Берга я считаю одним из лучших сочинений всего ХХ века. И очень люблю его. Оно часто исполняется в Европе. Это очень типичное произведение для Берга. Гармоничный синтез интеллектуального и эмоционального»,
– говорит Рено Капюсон. 3-ю симфонию праотца нововенцев Бетховена Владимир Юровский исполнил в редакции Густава Малера. Австрийский композитор и дирижер значительно расширил оркестровый состав, ввел дополнительные инструменты.
Интересно, что малеровская интерпретация Бетховена связана с Россией. В 1902 году Малер играл эту симфонию в своей версии с оркестром Мариинского театра.
«Голоса, специально дописанные, он привез, как он расширил оркестровку Бетховена, они остались там в библиотеке. И разошлись по всей России. Потом в современное время этими вписками пользовались дирижеры от Абендрота и Клемперера, учеников Малера, приезжавших дирижировать в Россию. До Мравинского, Гаука и Светланова. Они все, так или иначе, воспитанники этой малеровской традиции дирижерской школы».
– рассказывает Владимир Юровский. Исполнив бетховенский шедевр в малеровской редакции, Владимир Юровский задал иной угол зрения на «практику исторически информированного исполнительства».
У каждой эпохи свой Бетховен. И свое представление об аутентичности.