16 января 1728 года родился композитор Никколо Пиччини.
Услышав фамилию Пиччини, спортивный фанат первым делом вспомнит знаменитого автогонщика, участника формулы «Гранд-Туризма» и «Формулы-3000».
Гурман подумает, что речь идет об известной марке вина, ведущей свою родословную с XIX столетия, а любитель классической музыки решит, что мы просто оговорились, имея в виду гениального оперного композитора Джакомо Пуччини.
«Пиччини пленить умел слух диких парижан»,
– говорит пушкинский Сальери о композиторе, популярность которого в XVIII веке была настолько велика, что в столице Франции до сих пор ходит молва о его поклонниках. Они проявляли на его спектаклях необычайную эмоциональность.
Никколо Пиччини был знаменит в XVIII веке так же, как и его почти однофамилец полтора столетия спустя, тоже благодаря своим операм, которых он написал неслыханное по нынешним временам количество, больше ста двадцати.
Впрочем, в ту эпоху этим можно было мало кого удивить. К примеру, Вивальди, старший современник Пиччини, написал около пятисот инструментальных концертов. Плодовитостью отличались и другие авторы той эпохи. Однако главное не количество сочинений, а успех у публики. А он у Пиччини был огромный.
Вначале он пришел к композитору на его родине в Неаполе, где он учился в консерватории у знаменитого педагога Франческо Дуранте. В 1754 году была поставлена его опера-буффа «Разгневанные женщины». Двумя годами позже опера-сериа «Зиновия».
Мировую славу Пиччини принесла опера-буффа «Добрая дочка» (итальянское название «Чекина») на либретто Карло Гольдони, премьера которой состоялась в Риме в 1760 году. Биографы утверждают, что эта опера написана за восемнадцать дней! Пиччини обогатил мелодику оперы-буффа, внес в этот жанр лиризм, гибко использовал оперный оркестр, разнообразил формы арий, ансамбля, финала.
В начале 1770-х годов композитор переехал в Париж, став во главе итальянской оперной труппы, где исполнялись десятки его сочинений. Шумный успех Пиччини принесла опера «Роланд», поставленная в 1778 году.
В те же годы композитор оказался втянутым в борьбу со сторонниками Кристофа Виллибальда Глюка, который параллельно писал и ставил в Париже свои реформаторские оперы «Орфей и Эвридика», «Альцеста». Это борьба осталась в истории как война «пиччинистов» и «глюкистов».
Вступив в прямое соперничество с Глюком, Пиччини в 1781 году создал оперу «Ифигения в Тавриде» на античный сюжет, основываясь на том самом либретто знаменитого драматурга Пьетро Метастазио, на которое двумя годами ранее написал свою оперу Глюк.
Весьма скромный успех оперы Пиччини фактически означал его поражение в противостоянии с Глюком. Но именно эта творческая война в итоге обессмертила итальянского композитора.
После отъезда Глюка в Вену Никколо Пиччини победил в соперничестве с глюковским последователем Саккини, преподавал в Королевской школе пения и декламации. Хотя он имел успех во Франции и Италии со своими новыми операми «Дидона», «Пенелопа» и ораториями, в их числе «Смерть Авеля», его имя осталось в музыкальной летописи, прежде всего, потому что судьба столкнула его с великим Глюком.
С тех пор два непримиримых соперника навсегда обречены стоять рядом в истории оперного искусства.