Большой зал Консерватории. В минувшем году здесь говорили не столько о музыке, сколько о капитальном ремонте – делали который впервые за сто с лишним лет. Даже люди далекие от искусства спорили и гадали – успеют или нет завершить работы к открытию конкурса Чайковского.
Пока в БЗК кипела работа, музыканты в это время осваивали новые площадки. Владимир Спиваков с Национальным филармоническим оркестром России отправился на Киевский вокзал. И это не первый экстравагантный эксперимент в его жизни.
«В молодости я играл в помещении Женской бани, не поймите превратно, без нагих натурщиц. Просто другого места не было в Феодосии»,
– вспоминает Владимир Спиваков. Чтобы пассажиры смогли насладиться музыкой в ожидании поездов, концерт готовы повторить.
Владимир Спиваков и его оркестр еще раз доказали – они музыканты универсальные. Могут выступать и в лучших залах мира, и на вокзале, но где бы они ни выступали, билеты всегда зарезервированы.
Не достать билетов и на концерты Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Сезон музыканты открыли в лучшем зале Вены.
«Выходить-то трудно на сцену, эта сцена принимала величайших маэстро, дирижеров, певцов, также как и БЗК, здесь нога ступала великих, и Чайковского – очень большая ответственность»,
– говорит дирижер Владимир Федосеев.
Открыв сезон в Вене, Владимир Федосеев итоги года подвел в Москве, выступив с Новогодним концертом в Большом зале консерватории. После реставрации здесь можно проводить экскурсии – вот фрагмент фасада отреставрированный – а рядом стена Консерватории, так сказать, аутентичная, не тронутая капремонтом. Но в главном результаты работы общественность оценила положительно.
«С большой осторожностью относился к открытию, но акустика стала даже лучше»,
– говорит композитор Владимир Тарнопольский.
По мнению музыковедов, у зала с такой акустикой появился достойный конкурент – в Омске отреставрирован концертный зал, готовый принят музыкантов самого высокого уровня. Так что теперь, чтобы стать свидетелем крупнейших музыкальных событий, не обязательно ехать в Зальцбург, Берлин или Москву. Достаточно будет взять билет на поезд в Омск или, например, в Пермь, где уже устроил музыкальную революцию возглавивший Пермский театр оперы и балета дирижер Теодор Курентзис.
Очередной рывок совершил и Валерий Гергиев. В рамках его Пасхального фестиваля состоялось 122 концерта и это за 16 дней, выступили 2 тысячи исполнителей.
«Пасхальный фестиваль – это агитпоезд, который в непрерывном режиме перемещается по стране и в котором не покидая живет оркестр Мариинского театра. Они работают в режиме двойных, тройных перегрузок»,
– говорит музыкальный критик Артем Варгафтик.
Без выходных живет и Денис Мацуев – в 2011 году получил звание народного артиста России. В декабре у него концертов столько, сколько дней в месяце. Отдыхать пианист будет в январе, в родном Иркутске.
«Поедем с друзьями на машине на Байкал, будем нырять в прорубь в Байкал, многие наши знаменитые музыканты уже испытали эту прорубь»,
– говорит Мацуев.
Ледяная вода в проруби вряд ли охладит пыл таких музыкантов как пианист Ричард Юнг-ки Джу и скрипач Алексей Игудесман. В центре современной культуры «Гараж» они устроили маленький ночной кошмар. Опыты по скрещиванию музыкальных классики с трюками и клоунадой ставили еще в школе, впрочем понимания у педагогов тогда не нашли – учителя назвали их представления хулиганской выходкой. Теперь их музыкально-комедийное шоу «Игудесман энд Джу» – высокорейтинговая программа.
А вот «последний из могикан» дирижер Зубин Мета как зеницу ока бережет традиции старой школы. В России выступил с оркестром Маджио Музикале Фиорентино.
«Я дирижирую без партитуры»,
– говорит дирижер.
Одно из сочинений дирижер посвятил Мстиславу Ростроповичу. В честь которого в этом году фестивали – в Москве и Баку. Оба прошли с королевским размахом. В Баку открытие было во дворце, где выступал оркестр Фламандской Королевской оперы, фестиваль собрал тысячи зрителей.
Больше было только на конкурсе Чайковского, который в этом году проходил в двух городах – скрипачи и вокалисты состязались в Питере, пианисты и виолончелисты в Москве в отреставрированном Большом зале консерватории. Сотни зрителей следили за музыкальными баталиями, попутно обсуждая, соглашаясь или оспаривая решения членов жюри. И страсти не утихли до сих пор.
«Наверное, финал у пианистов мог пройти в другом составе, там могло быть двое участников, которых не пустили в третий тур, но результаты убеждают и первое место Даниил Трифонов – это бесспорно первое место»,
– считает музыкальный журналист Петр Поспелов.
После конкурса лауреаты отправились с концертами по миру: Италия, Франция, Германия.
«Даниил Трифонов, за которым я пристально слежу, он уже успел освоить новые произведения, вариации на тему Паганини»,
– говорит Валерий Гергиев.
О Данииле Трифонове впервые заговорили, когда он победил на конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», который проводит телеканал Культура. Теперь у пианиста – Гран При конкурса Чайковского. И новые победы, так, выступление Даниила Трифонова в Америке такая престижная газета как The Washington Post назвала в числе лучших событий 2011 года.
Среди событий года и фестиваль в честь юбилея Софии Губайдулиной, сразу в двух городах – Москве и Казани. По признанию Софии Асгатовны, специально к юбилейному фестивалю она не писала сочинения. За жизнь накопила богатый репертуар. За семь дней в Москве представила восемь российских премьер. Произведения классические и авангардные, творчество мастеров и поиски молодых исполнителей. 2011-й был щедр на музыку. Музыка продолжается.
Новости культуры