Хамство Марка Горенштейна, приведшее к нынешнему скандалу между ним и ГАСО и брызжущее сквозь его интервью на “Эхе Москвы”, вызывает очень печальное, удручающее и убогое впечатление.
Равно как и ложный пафос, нелепая клоунада, педофильские наклонности, вороватость, алкоголизм и другие “достоинства” многих его отечественных коллег.
Всё это говорит о серьёзном кризисе в дирижерском “сообществе”, особенно в Москве. Кроме Василия Синайского в Большом театре, иногда выступающего Рождественского и, пожалуй, Владимира Федосеева (БСО), в столице практически нет действительно “больших”, известных и признанных во всем мире дирижеров. Какую “традицию”, свой “особенный путь” мы охраняем?
С падением Советского союза отечественные оркестры и дирижеров вполне резонно сравнить с их коллегами в Европе и Америке, и это сравнение будет совсем не в пользу россиян. Как ни стараются наши мэтры, настоящими событиями в Москве становятся визиты Венской и Берлинской Филармонии, или оркестра Баварского Радио.
Тем временем, сама отрасль остается чрезвычайно закрытой – представить в России главного дирижера-иностранца, а тем более артистов оркестра из-за границы – просто нереально, хотя это давно стало обычным делом в Берлине, Нью-Йорке или Лондоне. Более того, в том же спорте, строительстве или машиностроении приглашение профессионалов из-за границы стало обычным делом и в России! Ну, если наши не соответствуют – давайте пригласим иностранцев!
Ещё один важный момент – молодое поколение отечественных дирижеров. Многих допускают к оркестрам в Москве? Кроме абонемента во НФОРе, отдельных концертов в ГАКОРе и Musica Viva ничего на память не приходит. Мэтры не терпят рядом с собой талантливых ассистентов, что говорит об очевидных комплексах этих самых “мэтров”. Они вообще как будто продолжают жить в старой стране, на своих местах чувствуя себя всесильными божками, и государство только поощряет эту ситуацию, назначая “главных” через министерство и выделяя гранты, которыми эти самые “главные” распоряжаются по своему усмотрению.
Без этой кормушки не обходится ни один симфонический оркестр в Москве. Даже некогда частный РНО лег под эту порочную систему. В то же время, в Лондоне всего два государственных оркестра, остальные справляются за счет менеджмента, который в Москве, похоже, вообще отсутствует в оркестровом деле.
Вся работа директоров сводится к распилу спущенных государственных средств, ничего добывать или зарабатывать эти граждане, как правило, не способны. У того же Симонова директор – какое-то редкостное быдло, по видео, размещенном в интернете, и к сожалению, этот случай не единичен.
Тем временем, на Западе давно уже работают профсоюзы, а оркестры сами выбирают себе дирижеров, с которыми заключаются контрактные соглашения.
В России, в общем, ситуация не самая радостная, но история с Марком Горенштейном может быть первым сигналом к проведению некоей “инвентаризации” в этой области, правда вряд ли до выборов у министерства культуры до этого дойдут руки, а там посмотрим. В любом случае, остаётся надеяться, что из этого скандала выводы сделают и оркестранты, и дирижеры.
Филипп Нодель