Латышскую певицу Элину Гаранчу любят называть белокурой соперницей Анны Нетребко. Действительно, Гаранча наделена не только прекрасным голосом, но также красотой и харизматичностью.
“Достойная соперница русской дивы”, – так пишут об Элине Гаранче немецкие критики, считающие Анну Нетребко эталоном оперной суперзвезды.
Впрочем, от подобного соперничества обе певицы могут лишь выиграть. Ведь красивые молодые женщины вообще любят выходит в свет вдвоем, тем более, когда одна из них – блондинка, а другая – брюнетка.
Контраст привлекает. К тому же, если вернуться к нашим певицам, одна из них – лирическое сопрано, другая – меццо-сопрано. Так что, строго говоря, о соперничестве не может быть речи.
Немецкий по телешоу
Элина Гаранча родилась и выросла в Риге в семье музыкантов. Окончив в 1998 году Латвийскую Академию музыки, она, уже имея ангажемент в рижской опере, отправилась в плавание по неспокойным европейским волнам. Вена и Мюнхен – две престижные оперные сцены Западной Европы – манили амбициозную певицу.
С 1999 года певица живет в немецкоязычном пространстве.
“Сначала я получила приглашение в Майнинген, где тогда главным дирижером был Кирилл Петренко. Туда я приехала, не зная ни слова по-немецки. Я учила язык по самым глупым утренним телевизионным ток-шоу, ведь вечерами была занята в спектаклях. Заполнение налоговой декларации, получение визы, – все было проблемой, для всего надо было знать язык. Слава богу, помогали коллеги. Благодаря им, а также телевизору и книгам, я выучила немецкий”,
– рассказывает Элина. Красивый, гибкий голос, то мощный, то хрупкий, не остался незамеченным – как и внешность певицы. Майнингенская сцена стала трамплином и для Гаранчи (как и для многих ее коллег, в частности, для маэстро Петренко).
Франкфурт стал следующей ступенькой, а оттуда прямой путь вел в Вену. “Крестными отцами” большого успеха певицы (вот еще одна параллель с Нетребко) стали дирижер Николаус де Арнонкур и… Вольфганг Амадей Моцарт. А местом “прорыва” – все тот же Зальцбург.
Как петербургская начинающая вокалистка Нетребко буквально мгновенно стала знаменитой, спев на Зальцбургском фестивале партию донны Анны в “Дон Жуане” под управлением Арнонкура, так Гаранча прославилась в “Милосердии Тита”. Теперь уже не импресарио выбирали певицу, а она выбирал роли и спектакли. Она увидела себя в партии, казалось бы, противопоказанной блондинкам, – Кармен.
Кармен как символ абсолютной женственности
“Я считаю, что Кармен – в высшей степени сложная роль. С Кармен слушатель переживает калейдоскоп самых разных эмоций. Она заставляет любить и ненавидеть себя, ей завидуешь, за нее боишься, ей сочувствуешь и сострадаешь. Порой она вызывает ярость, но уже в следующий момент ее хочется, как маленького ребенка, взять на руки, утешить и сказать “Не плачь, завтра все снова будет хорошо…”,
– говорит Гаранча. На сегодняшний день в послужном списке Гаранчи уже три Кармен: в Риге, Лондоне и Нью-Йорке (запись спектакля на сцене Метрополитен-опера, кстати, только что вышла на DVD). Характерная деталь: ни в одном из спектаклей Гаранча не позволяет себе ни одного штампа, ни одного стереотипного жеста, про который можно сказать: “типичная Кармен”:
“Главное в фигуре Кармен – не сексапильность, а чувственность, – считает певица. – Сексуальность – это дело индивидуальное: кто-то предпочитает садомазохизм, а кто-то – шампанское, розы и свечи. А вот чувственность универсальна, и именно воплощением этой абсолютно женственной чувственности является Кармен….”
Горячая латышская кровь
Своими кумирами Элина Гаранча называет испанских певцов Хулию Мигенес и Пласидо Доминго, и именно их интерпретацию образов Хозе и Кармен она считает непревзойденной. Несмотря на то, что латышское имя Гаранча лишь случайно имеет испанское звучание, испанский темперамент отнюдь не чужд певице.
“Конечно, я, в первую очередь, певица, вокалистка, а голос неизменно требует определенной дисциплины. Но если я иду с друзьями на дискотеку, то танцую до упаду, пока не закроется клуб,”
– с улыбкой рассказывает она. Сейчас поступил в продажу новый альбом Элины Гаранчи с испанскими ариями Бизе, Мануэля де Фальи и Хосе Монсальважа. А в наступающем сезона Гаранча и Нетребко дважды выступят в дуэте на сцене Венской оперы: в новой “Богеме”, где Нетребко будет петь Мими, а Гарача – Мюзету, и в “Кармен”, где Нетребко исполняет Микаэлу, а Гаранча – свою коронную партию.
Анастасия Рахманова, “Немецкая волна”