17 марта 1938 года родился Рудольф Нуреев.
19 марта 2018 в Белом зале Российского института истории искусств открылась выставка, посвященная юбилею великого русского танцовщика.
Судьба Нуреева тесно связана с нашим городом: выпускник Ленинградского хореографического училища, он был принят в Кировский театр сразу на ставку ведущего солиста.
Уже через два месяца состоялся его блестящий дебют в партии Фрондосо в балете «Лауренсия» А. Крейна.
Публика восторженно принимала его в балетах «Гаянэ», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Баядерка».
Сотрудники Российского института истории искусств с большим пиететом относятся к творчеству и личности танцовщика, чтут его память.
В юбилейные годы здесь проводились крупные международные конференции.
В этот раз был выбран более камерный формат: своими воспоминаниями поделились Тамара Ивановна Закржевская, близкий друг Рудольфа Нуреева, автор книги «Рудольф Нуреев. Три года на Кировской сцене: воспоминания современников» (1995), фотоальбома «Рудольф Нуреев» с предисловием (1998).
Валентина Михайловна Миронова, заведующая сектором театра Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения, автор книги «О первых спектаклях Нуреева в Кировском театре («Лауренцо», «Гаянэ» и другие)»; Ольга Ивановна Розанова, профессор кафедры балетмейстерского образования Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, кандидат искусствоведения, доцент, автор книг и статей об истории балета, критик.
Участницы встречи с теплотой рассказали, как начинался путь танцовщика в Кировском театре, как уже знаменитая Наталия Михайловна Дудинская
«вывела на сцену этого юного, худенького мальчика»
и публика была в восторге от танца двух великих звезд, не было заметно разницы — ни в возрасте, ни в темпераменте.
Было интересно услышать от тех, кто любил Рудольфа Нуреева, каким он виделся им на сцене, как общался с коллегами и педагогами, узнать подробности того, как он вынужден был искать политического убежища во Франции и покинул родину навсегда.
На выставке представлены уникальные фотографии, архивные документы, лично собранные Т. И. Закржевской, которые охватывают период жизни Рудольфа Нуреева с 1957 по 1992 год. Т. И. Закржевская отметила, что фотографии отбирались таким образом, чтобы показать его таким, «каким мы его знали».
Глядя на портреты Рудольфа Нуреева, можно попытаться разгадать феномен личности, прочувствовать его харизму, вдохновиться особенной красотой. О. И. Розанова выразила надежду, что коллекция не пропадет, а станет еще одним сокровищем Петербурга.
В. И. Миронова поделилась своими воспоминаниями о великом танцовщике и его спектаклях:
«Он был не похож на тех, кто танцевал вокруг него. Не потому, что они были хуже. Нет, они были прекрасными танцовщиками, очень хорошими… Они были спокойные, воспитанные, грациозные. И тут ворвался Нуреев, у которого что-то внутри горело. Недаром когда он в первый раз выступал в Лондоне, знаменитый британский фотограф написал: «Перед нами появился дикарь».
Его современники в воспоминаниях по-разному говорят о его неугомонной, неуемной, дерзкой натуре.
На выставке представлены книги о творчестве танцовщика, их очень много, большая часть принадлежит английским и французским авторам, что является свидетельством огромного интереса в мире к феномену личности Рудольфа Нуреева.
Ольга Анатольевна Федорченко, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения, выступила с интересным докладом на тему «После побега. Докладные записки ленинградских руководителей по поводу “инцидента в Париже”. Документы из фондов ЦГАЛИ».
Несмотря на то что Рудольф Нуреев большую часть творческой жизни танцевал на Западе, он считал себя русским артистом, представителем русской балетной школы. На фотографиях, представленных на выставке, запечатлен гений танца, прекрасный и неповторимый.
По воспоминаниям современников, у него был взрывной характер, с ним было трудно дружить, но его талант вдохновляет и будет вдохновлять многие поколения танцовщиков.
Премьер и руководитель балетной труппы Гранд-опера Патрик Дюпон говорил после смерти Рудольфа Нуреева:
«Нуреев был первой величиной. И хотим мы того или не хотим, его звездная колыбель останется пустой. Надолго ли? Может, надолго. Может, навсегда. Гении рождаются пару раз за несколько столетий».
Выставка открыта для посещения до 30 апреля по понедельникам, средам и пятницам с 10.00 до 17.00, кроме дней проведения в Белом зале плановых научных мероприятий РИИИ.
Ксения Токмакова, “Санкт-Петербургский Музыкальный вестник”