Во время новогодних праздников новостей не так много. Поэтому, чтобы немного развлечь читателей, мы решили рассказать о том, какие материалы ClassicalMusicNews.Ru интересовали их самих в прошлом году сильнее всего.
Не скроем, наш собственный список лучших материалов был бы отчасти другим – но из песни слов не выкинешь. Поэтому ниже – самые читаемые материалы 2016 года. И ещё несколько – из тех, на которые мы всё же хотели бы обратить внимание ещё раз.
Если кого-то интересует (вдруг!) технология отбора, то она вполне прозрачна: мы открыли Google Analytics, выставили период с 1 января по 30 декабря 2016 и отсортировали материалы по количеству просмотров, выбросив страницы рубрик и главную страницу.
Список возглавляет материал о выдающемся танцовщике Александре Годунове, который вышел у нас в конце ноября.
Когда на экранах советских видеосалонов времён перестройки появился боевик «Крепкий орешек», многие вздрагивали, увидев в титрах русские имя и фамилию — «Александр Годунов».
Для непосвящённых это был просто русский, невесть каким образом пробравшийся в Голливуд. А те, чей кругозор был шире, впивались глазами в экран, чтобы увидеть одного из лучших танцовщиков в истории советского и мирового балета.
Чужой среди своих. Гений балета Александр Годунов умер от одиночества
Второй самый популярный материал тоже, в общем, о грустном.
Великая оперная певица, гречанка по происхождению, Мария Каллас была найдена мертвой в своих парижских апартаментах 16 сентября 1977 года. Ей было 53 года.
Все прошло на удивление гладко. Врач констатировал факт летального исхода от сердечного приступа. Тело незамедлительно кремировали. И теперь никто никогда не узнает истинную причину смерти Марии Каллас.
Впрочем, кому до этого есть дело? Родных у покойной не было. А тысячи ее почитателей, оплакав ее безвременный уход перенесут свои восторги на других “звезд”.
Многие любят читать соображения выдающихся композиторов и музыкантов о жизни и творчестве. В этом году читателей сильнее всего привлекли Святослав Рихтер – вернее, подборка его высказываний об исполнительстве
и Сергей Рахманинов который сформулировал “Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры”:
Сергей Рахманинов. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры
Цитатники – это действительно очень интересно, но еще интереснее, когда выдающиеся артисты разговаривают с вами непосредственно. Или хотя бы с журналистом, который потом бережно зафиксирует этот разговор и предъявит читателям.
В марте 2016 года многих привлекло высказывание Юрия Темирканова о Ланг Ланге:
“Нужно чувствовать музыку. Я иногда спрашиваю музыкантов в оркестре: почему вы всегда играете с одним и тем же выражение лица? Почему? Неужели вы не чувствуете смену настроений в каждой части?
Начало Концерта Рахманинова [Речь о Третьем фортепианном концерте] – это совсем не приятная музыка, это трагическая музыка. А когда я его дирижировал с Ланг Лангом, он пока играл, всё время улыбался. Я ему говорю: еще раз улыбнешься и тебя больше здесь не будет“.
Юрий Темирканов: “Я сказал Ланг Лангу – еще одна улыбка и тебя здесь не будет”
Кстати, один из наших постоянных авторов, Владимир Ойвин, чуть раньше, в январе 2016 года, задался вопросом: нужно ли показывать Ланг Ланга по телеканалу «Культура»? Высказав при этом, например, такие соображения:
“Ланг Ланг сегодня — один из самых известных пианистов мира, и даже входит в число ста самых влиятельных людей мира по версии журнала «Time». Что и говорить, пианизм у Ланг Ланга блестящий, рояль под его пальцами звучит превосходно, но ведь это всё должно быть не самоцелью, а только инструментом, позволяющим достичь высокого художественного результата – для чего нужны понимание замысла композитора и хороший вкус музыканта.
А вот со вкусом у Ланг Ланга большая проблема. У него этого самого вкуса и нет. Достаточно было прослушать в этом концерте исполнение цикла «Времена года» П. Чайковского и четырёх скерцо Шопена. И не только услышать, но и увидеть, как он, говоря по-актёрски, «хлопочет лицом»”.
Другое интервью, которое привлекает читателей ClassicalMusicNews.Ru уже не первый год – это беседа с Мстиславом Ростроповичем.
В начале 2006 года московский журналист Наталья Зимянина брала интервью у Мстислава Ростроповича для газеты “Вечерняя Москва”. Тогда в издании вышла сокращенная версия интервью.
С разрешения автора мы опубликовали полную версию этого материала, которая выверена самим Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем.
Мстислав Ростропович: “Я ждал. Я страдал. Я был близок к самоубийству”
Другой наш постоянный автор, Вадим Журавлев, подсчитал, что 4 апреля 2016 Владимир Урин отметил 1001 ночь на посту генерального директора Большого театра России. В этой связи Вадим написал:
“Возможно, я и ошибся на день или другой, но мы прекрасно понимаем, что в биографии директора главного театра страны второй тысячи дней и ночей все равно не будет. А значит пора подвести некоторые промежуточные итоги эпохи Владимира Урина”.
Как известно, ушедший год был объявлен годом Прокофьева, поэтому неудивительно, что материал о жизни Сергея Сергеевича тоже привлек к себе большое внимание:
А ещё в этом году нашим читателям очень нравились тесты, которые мы начали для них придумывать. Самыми популярными опросниками оказались такие:
И, конечно, юмор, куда без него? Правда, шутить мы ленились, но немного похохмить всё же удалось. Всем, естественно, нравились вечнозеленые
Кстати, у нас, похоже, действительно одно из наиболее полных собраний – не можем отказать себе в поводе для гордости.
Кроме того, люди с удовольствием читали
Нам самим в жанре хохм запомнился ещё новый учебник по музлитературе. Иллюстрация к этому материалу оказалась настолько удачной, что мы до сих пор встречаем её то там, то сям – и на Facebook, и Вконтакте. Ну, нам не жалко.
Экзаменационные вопросы по истории русской музыки конца XX – начала XXI века
А еще довольно актуальной нам кажется “Памятка для начинающего оперного режссера”:
В принципе, из самого читаемого – это всё. Но напоследок нам бы еще хотелось обратить ваше внимание на то, что в наступившем году мы попробуем уделять больше внимания видео. И уже начали этим заниматься.
Наше первое начинание – это программа “Ключевые знаки”, которую ведут Елена Чишковская и Борис Лифановский. Пилотный выпуск транслировался в прямом эфире, а гостями стали основатели фестиваля “Возвращение” Роман Минц и Дмитрий Булгаков. Там были некоторые проблемы со звуком, которые в следующих выпусках мы исправим, но в целом идея, мы считаем, хорошая.
Кроме того, уже упоминавшийся Вадим Журавлев задумал с нашей помощью провести цикл лекций, который он назвал “Сумерки богов”. Первая лекция уже выложена, она называется «Большой vs. Мариинка: 150-летняя дуэль».
В заключение мы хотели бы поздравить вас, наших читателей, с наступившим Новым годом, и поблагодарить за то, что вы есть и остаетесь с нами. Ведь если бы это было не так, мы бы не смогли собрать материал для такой публикации, как эта. 😉
Оставайтесь с нами!
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru