15 ноября 2015 в Малом зале консерватории состоялись церемония награждения и гала-концерт лауреатов II Всероссийского музыкального конкурса по специальности «Камерные ансамбли» (номинации «Фортепианное трио» и «Струнный квартет»).
В смотре, проходившем с 18 сентября во всех федеральных округах, участвовали 45 коллективов, из которых для второго – уже московского – этапа было отобрано 15. В финале за призовые места боролись 8 ансамблей, и все они в итоге получили лауреатские звания.
Результаты II Всероссийского музыкального конкурса в интервью прокомментировал председатель жюри второго и третьего туров – народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, президент Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей Александр Бондурянский.
– Александр Зиновьевич, жюри решило присудить премии всем финалистам. Раздали «всем сестрам по серьгам», чтобы никого не обидеть?
– Вовсе нет. Все они действительно заслужили право называться лауреатами. Можно было бы равномерно распределить награды и дипломы, но мы решили, что ребята должны вернуться в свои города и вузы безусловными обладателями лавров, которые они стяжали на этом ристалище. Это важно и для них самих, и для будущих участников, и для их педагогов.
Но самое главное, что они этого абсолютно достойны – уровень конкурса был очень высокий. И не случайно нам пришлось увеличить квоту второго тура (вместо 12 ансамблей, предусмотренных условиями, ко второму туру было допущено 15 – ред.), потому что иначе мы не смогли бы представить музыкальную культуру России во всем богатстве.
Обычно говорят, что Москва забирает себе призовые места. А у нас представлены и Москва, и Санкт-Петербург, и Казань, и Якутск. И это закономерный итог, потому что именно в учебных заведениях этих городов культивируется искусство камерного ансамбля.
– Поделитесь впечатлениями от проведенного конкурса. Что выделяет Всероссийский музыкальный в ряду остальных исполнительских состязаний такого рода?
– Всероссийский музыкальный конкурс имеет свои особенности: он проходит в несколько туров, и первым его этапом являются отборочные прослушивания по регионам. Второй и третий туры проходят в Москве. На всех этапах конкурсантов оценивают профессоры консерваторий и ведущие исполнители в области камерно-ансамблевого музицирования.
Такая конкурсная стратегия позволяет увидеть, на каком уровне находится образовательный процесс, как обстоят дела с камерно-ансамблевым исполнительством в конкретных регионах, помогает проследить динамику, например, от одного конкурса к другому. По сравнению с I Всероссийским, который проводился в 2011 году в данной номинации, уровень, на мой взгляд, вырос значительно.
– На каких еще конкурсах в России могут показать свое мастерство молодые участники камерных ансамблей?
– У нас в стране есть замечательный Международный конкурс имени С. И. Танеева. Его инициатором был Татьяна Алексеевна Гайдамович, десять лет со дня кончины которой совпало с началом второго тура Всероссийского конкурса, и я напомнил об этом конкурсантам. Танеевский смотр проходит в Калуге раз в три года.
Кроме этого, после ухода из жизни Татьяны Алексеевны, в Магнитогорске организовали Международный конкурс камерно-ансамблевого исполнительства им. Т. А. Гайдамович. Он открывается буквально через две недели, и среди его участников нет конкурсантов Всероссийского музыкального.
Назову и наш консерваторский Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна. Все это говорит о том, что у молодых исполнителей, играющих в камерных ансамблях, есть возможность показать себя.
– Какие они, участники нынешнего Всероссийского?
– Все они хорошо оснащены технологически, имеют хорошую профессиональную подготовку, а самое главное, чувствуют тягу к сотворчеству. Это очень важно, потому что во всем мире именно камерные ансамбли и их присутствие на концертной эстраде определяют уровень исполнительского искусства, а вовсе не отдельные «топовые» звезды. Именно ансамбли – квартеты, трио, квинтеты – задают планку и уровню слушательской квалификации, и профессиональному мастерству.
Я всегда говорю студентам, что они не найдут ни одного великого исполнителя, который бы «чурался» камерной музыки. Достаточно привести в пример Ойстраха, Ростроповича, Рихтера и Гилельса, Рубинштейна и Хейфеца, Горовица и Стерна.
Сейчас к пониманию этого приходят очень многие молодые исполнители. Раньше они стремились исключительно к сольной карьере, теперь есть осознание, что игра в ансамбле тоже может привлечь внимание. Многие наши исполнители, оказавшись за рубежом, с огромным удовольствием играют в ансамблях.
Вот недавно приезжал Сергей Антонов (I премия XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского по специальности «виолончель» – ред.), у него в Нью-Йорке свое трио.
– Каждый год Всероссийский музыкальный конкурс проводится по различным специальностям, выдерживая четырехгодичный цикл. На ваш взгляд, идея такого состязания – по всем специальностям, по всем регионам – оправдывает себя?
– Безусловно. Всероссийский конкурс заявил о себе, он нужен молодым музыкантам нашей страны. Но есть одна давняя и больная проблема, которая касается, пожалуй, всех российских конкурсов. Все они завершаются присвоением званий и наград, но не имеют конкретных обязательств для победителей по гастрольной деятельности.
Наблюдая за студентами, я вижу, что их волнует не столько материальный аспект (хотя и это тоже очень важно), сколько возможность творческой реализации. Вот возьмите мое поколение. Мне довелось участвовать в нескольких международных конкурсах, и каждый раз, когда мы возвращались с победой, министр культуры подписывал приказ об обязательном включении новых лауреатов в гастрольный план.
Далеко не все концерты проходили в шикарных залах, всякое бывало. Но была возможность ездить, выступать, встречаться с публикой. Это заставляло поддерживать форму, придавало сил.
– Можно ли это вернуть?
– Для этого нужно убрать гастрольную деятельность из ведения местных «царьков» и «князей» (имею в виду не только местных начальников, но и директоров филармоний). Сейчас процветает вкусовщина. Я могу понять, что это обеспечивает финансовую сферу рынка: ведь проще ставить на две три знакомые фамилии. А раньше этого нельзя было сделать, в плане стояла графа: «молодые исполнители». И хоть ты умри, они должны были иметь концерты.
Увы, сейчас такого нет, и никаких сдвигов я не вижу. Впрочем, не хотелось бы заканчивать разговор на такой грустной ноте. Ведь мы имеем дело с молодостью, талантом и большим искусством, а это то, что необходимо в первую очередь для долгой и насыщенной творческой жизни. И именно этого я и желаю всем нашим лауреатам.
Беседовала Татьяна Эсаулова