Лучшие концерты июня: три петербургских гения и один венский.
Концерт первый
2 июня, Большой зал консерватории.
Симфонический оркестр, камерный хор и хор студентов Московской консерватории, дирижер Владимир Юровский. Игорь Стравинский.
«Хорошенького понемножку» — такими были последние слова Стравинского, которые услышала его племянница в ответ на просьбу вторично приехать в СССР.
Видимо, дирижеры приняли эти слова за творческое завещание Игоря Федоровича, потому что концертов, целиком составленных из музыки Стравинского, в России практически не бывает. Концентрат музыкального интеллекта и изобретательности, наполняющий лаконичные партитуры Стравинского, принято чем-нибудь разбавлять.
Владимир Юровский и тут пошел против течения, скомпоновав монографическую программу из десяти опусов. И даже если публика решит, что хорошенького слишком много, концерт не потеряет воспитательного смысла, потому что главные воспитуемые будут сидеть не в зале, а на сцене. Этот вечер — подарок Юровского к 150-летию Московской консерватории. А лучший подарок для студентов — если они, конечно, сыты, — это урок мастерства.
Концерт второй
4 июня, Концертный зал имени Чайковского.
Госоркестр имени Светланова, Камерный хор Московской консерватории, Чулпан Хаматова, Максим Суханов и другие, дирижер Владимир Юровский.
Прокофьев. «Египетские ночи», музыка к спектаклю;
Шостакович. «Гамлет», музыка к спектаклю.
В 1932 году Николай Акимов уговорил Шостаковича написать музыку к своему «Гамлету». Спустя два года только что репатриировавшийся Прокофьев создал партитуру к «Египетским ночам» Александра Таирова.
У обоих спектаклей, помимо шекспировского текста, было еще два важных общих свойства. Во-первых, они так или иначе фокусировались на теме борьбы за власть. Во-вторых, были звонкими пощечинами общественному вкусу. Акимовскую постановку даже много десятилетий спустя называли самым скандальным «Гамлетом» в истории. «Египетские ночи» вызвали шквал критики за «надругательство над классикой».
Сегодня пухлые щечки общественного вкуса снова краснеют от пощечин, действительных и мнимых. Ну а борьба за власть, как известно, актуальна всегда.
Есть у этих спектаклей и еще одна общая черта. Оба зацепились за вечность благодаря проницательному выбору композиторов. В партитурах Прокофьева и Шостаковича, кстати, не так уж много борьбы за власть и совсем нет пощечин. Да и какой-то особой актуальности в них, в общем, тоже нет.
Их играют, потому что это очень красивая музыка. А там, где есть красота, актуальность уже не актуальна.
Концерт третий
10 июня, Концертный зал имени Чайковского.
Николай Луганский (фортепиано), Леонидас Кавакос (скрипка), Готье Капюсон (виолончель).
Брамс. Все фортепианные трио.
Еще не угасли восторги по поводу концерта звездного трио Муттер — Харрелл — Бронфман, который мы анонсировали месяц назад, как на ту же сцену выходит новая великолепная тройка.
Это своего рода ответ среднего поколения старшему. Снова три крупных независимых солиста из трех стран (пианист, разумеется, опять русский), обладающих редкой способностью, — слушать друг друга.
Почему-то музыканты решили выстроить вечер фортепианных трио Брамса с обратным отсчетом — от третьего к первому, от зрелого к юношескому. А ведь в финал принято помещать самые яркие и выигрышные вещи.
И вот интересно: то ли это Брамс с каждым следующим трио терял вдохновение, то ли публика с тех пор так деградировала, что больше всего мы обрадуемся самому простому? Остается надеяться, что у музыкантов есть альтернативный ответ. Или три ответа.