12 января 2018 в Малом зале Московской консерватории состоится выступление пианиста и клавесиниста Юрия Мартынова.
Очень редко удаётся услышать в одной программе рояль и клавесин, тем более под руками одного исполнителя.
Юрий Мартынов не в первый раз составляет программы, где даёт обширную ретроспективу клавирной музыки. На одном из «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» им была представлена фортепианная и клавесинная музыка Франции.
Концерт без оркестра – это согласие, созвучие, подчинённое воле одного человека, универсум в одних руках. Демиургический универсализм этой программы продолжает концепцию «opus magnus» – глобального проекта Юрия Мартынова: запись всех симфоний Бетховена в транскрипции Листа. Диск с исполнением транскрипции девятой симфонии вошёл в десятку лучших альбомов 2016 года по версии the Guardian.
Инструментальный концерт имеет итальянское происхождение. Этот жанр интересовал И. С. Баха, как мы можем видеть не только на примере Итальянского концерта (BWV 971), которым будет открываться вечер, но и множества обработок Марчелло, Торелли, Телемана и Вивальди.
В первом отделении прозвучит концерт №4 для клавесина соль минор (по А. Вивальди), BWV 975 ; концерт №3 для клавесина ре минор (по А. Марчелло), BWV 974 ; концерт №8 для клавесина си минор (по Дж. Торелли), BWV 979.
Второе отделение будет посвящено любимому композитору Юрия Мартынова – Роберту Шуману.
«Концерт без оркестра», в поздней версии получивший название 3-й Большой сонаты, изначально был задуман в пяти частях. Несмотря на исключение двух скерцо из первой редакции сонаты, это произведение является одним из самых масштабных в творчестве Шумана. В основу всех частей положена тема Клары Вик.
Своими программами Юрий Мартынов манифестирует универсальность клавишных инструментов, что делает его прямым продолжателем традиций Листа. А возможность сочетать клавесин и фортепиано в одном концерте, делают его по-настоящему выдающимся исполнителем нашего времени.
Виктория Мирошниченко