В Концертном зале Мариинского театра стартует очередная серия концертов международного музыкального фестиваля «Лики современного пианизма».
Этот форум фортепианной музыки устраивается в северной столице два раза в год.
Концерты фестиваля пройдут на площадках Концертного зала Мариинского театра и в камерном зале Прокофьева в Мариинском-2.
В этот раз петербуржцы и гости города услышат игру как признанных мастеров фортепианного искусства: Бориса Березовского, Алексея Володина, Николаса Ангелича, Миры Евтич (основателя и вдохновителя «Ликов пианизма»), так и новых, малоизвестных исполнителей: Эрика Ферран-Н’Кауа (Франция), Маргариты Головко и Антония Барышевского из Украины, а также грузинского фортепианного дуэта в составе: Георгий Вачнадзе и Вахтанг Коданашвили.
В общей сложности состоятся 13 концертов на сценах Концертного зала Мариинского театра и в камерном зале Прокофьева в Мариинском-2.
По сложившейся традиции в программах фестиваля выступят ученики одной школы. На сей раз это будут студенты и выпускники класса Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, профессора консерватории Ростова на Дону – Сергея Осипенко, среди которых: Анна Винницкая, Александр Яковлев и Софья Бугаян.
На открытии «Ликов пианизма» вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил Даниил Трифонов – победитель последнего XIV Международного конкурса им. П. И. Чайковского, сумевший за четыре года после конкурса стать зрелым музыкантом, востребованным на лучших сценах мира. Его безупречная техника сочетается с редкой музыкальностью и глубиной. По словам выдающейся пианистки Марты Аргерих, «в его игре есть абсолютно все, и даже больше, и нежность, и демонизм».
Трифонов принимает участие во многих гастрольных турах Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Для петербургского концерта была выбрана русская программа: Первый фортепианный концерт Рахманинова, а также одна из жемчужин скрябинского творчества – его Концерт для фортепиано с оркестром.
Даниил Трифонов:
«Замечательна сама по себе идея проведения подобного фестиваля в Санкт-Петербурге, в городе славном своими музыкальными традициями. Я уже не первый раз в нем участвую.
Само по себе это событие уникально в многообразии того репертуара, который доступен петербуржцам и гостям города в тот период. В Концертном зале Мариинского театра можно услышать пианистов, представителей разных исполнительских школ со всех уголков земного шара. Публика может сравнивать игру каждого из музыкантов, иногда даже слышать одни и те же произведения, но в разных, отличных друг от друга интерпретациях.
Я впервые в своей жизни включил в программу своего выступления ранние фортепианные концерты Скрябина и Рахманинова. В этих партитурах действительно можно найти много общего, прежде всего, в той музыкальной культуре Серебряного века, которая объединяла те имена.
В той же каденции Первого концерта Рахманинова можно услышать скрябинские гармонии. И что удивительно, ведь оба концерта написаны в одной тональности – фа диез минор. Интересно, как Скрябин и Рахманинов по-разному интерпретировали одну и ту же тональность, озаряя ее индивидуальными красками, совершенно непохожими друг на друга. У Рахманинова фа диез минор совершенно иной, нежели у Скрябина, у которого он холодный, благодаря цветомузыкальным краскам. Музыка же Первого фортепианного концерта Рахманинова проникнута особой теплотой и свежестью восприятия».
Маэстро Валерий Гергиев убежден в необходимости проведения праздника фортепианного искусства на берегах Невы:
«Яркие незабываемые страницы этого фестиваля надолго остаются в памяти у любителей музыки.
В этом форуме каждый год участвует огромное количество дебютантов, многие из которых задержались в программах «ликов», мы их приглашаем ежегодно: это Денис Мацуев, Алексей Володин, Борис Березовский, и вот теперь еще и Даниил Трифонов. Просто замечательно, что на открытии с нами он нашел время выступить.
Даниил не только оправдал результаты прошлого конкурса им. Чайковского, сегодня он стремительно развивается, расширяет свой репертуар. Особое качество, которое отличает игру Даниила Трифонова, его композиторский дар. Он очень внимателен к структуре любого произведения, которое в данный момент исполняет, способен проникать в самое сердце музыки».
К сожалению, контакт солиста с оркестром не оправдал мыслимых ожиданий.
Игра Даниила Трифонова не сулила больших откровений, пианист был изрядно замкнут в себе, да и аккомпанемент грохочущего оркестра оставлял желать лучшего, ведь единства ансамбля так и не сложилось!
И даже в Симфонических танцах Сергея Рахманинова, исполненных в финале концерта в запредельно быстрых темпах, не ощущалось той теплоты, благоговейного трепета и прозрачности фактуры, характерной для «лебединой песни» русского гения.
Игра Мариинского оркестра оказалась неровной, вследствие чего форма сочинения изрядно провисала.
В финале цикла (истерической пляске смерти) взрывные импульсы маэстро Гергиева не всегда оказывались полезными для оркестра, который и без того старательно пытался донести до слушателей ту гамму чувств и эмоций, переполненных отчаяния и тревоги.
Сегодня международный музыкальный фестиваль «Лики пианизма» продолжит Алексей Володин. Вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева он исполнит оба фортепианных концерта Фридерика Шопена.
Обрамлением концертной программы вечера послужат оркестровые сюиты из опер Н. А. Римского-Корсакова: «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане».
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru