21 июня 2017 года на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится вечер Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.
Программа состоится при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта «Одаренные дети и молодежь. Мир искусства».
В уникальной хореографической программе одного из старейших балетных школ России – Академии имени А. Я. Вагановой будут представлены балеты: «Классическая симфония», «Консерватория», «Пахита», «Венгерская рапсодия» и восстановленный балет 19 века – «Фея кукол», главную партию в котором исполнит выпускница 2017 года Элеонора Севенард, покорившая этой весной сцены парижской Гранд-Опера и миланского театра Ла Скала.
«Классическая симфония» – музыка С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского
Посвящается 50-летию со дня смерти Л. М. Лавровского, народного артиста СССР, выдающегося педагога, балетмейстера и хореографа.
Одноактный балет «Классическая симфония» на музыку С. С. Прокофьева впервые был поставлен Леонидом Михайловичем в 1966 г. для воспитанников Московского хореографического училища, где он был в то время художественным руководителем.
Этот балет – одно из последних его произведений. Стимулом к его созданию, по мнению балетмейстера-постановщика Юрия Петровича Бурлаки, послужили гастроли американского «Нью-Йорк Сити балета» во главе с Джорджем Баланчиным – «когда Лавровский увидел тот бессюжетный балет, который расцвел на американской почве благодаря Баланчину».
«Леонид Михайлович был одним из тех, кто видел, как зарождалось это направление у нас в России благодаря Ф. В. Лопухову, и стал его продолжателем.
Зная все это, и сам, развиваясь как художник, как балетмейстер, он создал единственное в своем роде и единственное для своего творчества произведение – вот такой контрастный черно-белый балет без лишних деталей.
Из декоративных элементов, имеющих отношение к этой хореографии, были только канделябры в руках у кавалеров, которые создавали дополнительный орнамент. Это – графическое, очень музыкальное воплощение первой юношеской симфонии Прокофьева в “придворном” стиле, но с особым современным взглядом»,
– рассказал Бурлака.
«Консерватория» – музыка X. Паулли, хореография А. Бурнонвиля
Классический шедевр, пример строгой академичности. Это один из самых старых балетов, датируемый 1848 годом. Академия представит самую интересную его часть – картину «Школа танца». Увидеть в театрализованной форме, как танцовщики совершенствуют свое мастерство в балетных залах, оказалось очень любопытно.
«Консерваторию» студенты Академии впервые исполнили в июне 2014 г. в программе выпускных спектаклей. Поставила балет Дина Бёрн Ларсен, признанный специалист по наследию А. Бурнонвиля, представитель знаменитой балетной династии, приглашенная в Академию ректором Николаем Цискаридзе.
«Пахита» – музыка Э. Дельдевез, хореография М. Петипа
К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа.
Первое представление балета состоялось на сцене Гранд-Опера в 1846 году в постановке Жозефа Мазилье на музыку Эрнеста Дельдевеза. Но настоящий успех ожидал «Пахиту» через полтора года в России, когда в Петербург приехал Мариус Петипа, создавший свою версию балета.
Сам хореограф в течение своей долгой жизни несколько раз обращался к этому спектаклю. Воспитанники Академии представят расширенную версию 3-го акта балета «Пахита». Изюминка этого Гранд-па – вставные вариации. По словам хореографа-постановщика Юрия Бурлаки,
«эта традиция зародилась в 1881 году, когда бенефициантка Екатерина Вазем и ее коллеги – товарки по сцене, как тогда говорили, танцевали внутри гранд па наилучшие, выигрышные для себя вариации из других спектаклей, и Петипа пошел на это сознательно.
Традиция сохранилась и дошла до сегодняшнего дня. Начинали с пяти вариаций, а на сегодняшний день их накопилось пятнадцать – из различных балетов Петипа. Каждый раз, в зависимости от исполнителей, партии выбираются исходя из их индивидуальных возможностей и данных».
«Фея кукол» – музыка Й. Байера, хореография Н. Легат и С. Легат, восстановление Н. Цискаридзе
Впервые балет «Фея кукол», сочиненный И. Хасрейтером и Ф. Гаулем на музыку австрийского композитора Й. Байера, был показан в 1888 году на сцене Венского Придворного театра.
Спектакль сразу стал популярным и ставился далее в Австрии, Англии, Германии, Италии. В 1897 году балет был поставлен в Москве в Большом театре И. Мендесом, а в 1903 году в Эрмитажном театре Николаем и Сергеем Легат. Балет сразу был перенесен на сцену Мариинского театра, он стал дебютом не только для самих братьев Легатов, но и для замечательного художника Л. Бакста.
«Фея кукол» имела большой успех и надолго вошла в репертуар театра. В 1989 году К.М. Сергеев воссоздал его на основе хореографии Легатов для учащихся ЛАХУ им. А. Я. Вагановой на сцене Кировского (Мариинского) театра.
Полностью восстановить спектакль 1903 года сегодня невозможно, но, основываясь на постановке К. М. Сергеева, на сохранившихся воспоминаниях, исторических материалах и эскизах Льва Бакста, педагоги и учащиеся Академии постарались вернуть современному зрителю один из прекрасных балетов начала ХХ века.
Новая постановка осуществлена в 2016 г. под редакцией ректора Академии Н. М. Цискаридзе.
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой – одна из старейших балетных школ в мире и образовательных учреждений в России, основанная по Указу императрицы Анны Иоанновны в 1738 году в Санкт-Петербурге.
Большинство важнейших событий, повлиявших на весь русский балет и развитие всей мировой хореографии, происходило именно в этом учебном заведении.
Спектакль проходит в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Дирижер – Валерий Овсяников.
Спектакль проходит при участии компании «GRISHKO» и Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы.
Пресс-служба Академии русского балета