В Москве пройдет IX Международный фестиваль Мстислава Ростроповича.
27, 29 марта, 1 и 2 апреля, Большой зал консерватории, 19.00.
3 апреля, Государственный Кремлевский дворец, 19.00.
Музыкальный оммаж Ольги Ростропович своему великому отцу Мстиславу Ростроповичу – фестиваль его имени, открывающийся по традиции в Большом зале консерватории в день рождения маэстро, поразительным образом не снизил градуса своей афиши – при всей критичности сегодняшнего расклада международной ситуации.
Год за годом на фестиваль приезжают в Москву элитные оркестры из разных стран: Вашингтонский национальный, лондонские Королевский и Филармонический, оркестры Баварского радио, Радио Франс, Национальной академии Санта Чечилия в Риме…
В этом году выступит Симфонический оркестр Берлинского радио, который с прошлого года возглавил Владимир Юровский.
В день рождения Ростроповича (27 ноября) берлинцы исполнят поздние сочинения Сергея Прокофьева, написанные им в 1952 году: лучезарную Седьмую симфонию и Концерт-симфонию для виолончели с оркестром, создававшийся при участии Ростроповича.
Дирижировать прокофьевскими опусами будет не Юровский, а датский дирижер Томас Сондергаар, руководитель Национального оркестра BBC в Уэльсе. Это регулярная практика фестиваля – устраивать московские “дебюты” известным в мире музыкантам.
“Открытием” нынешнего фестиваля станут также известные барочные коллективы – оркестр KlangVerwaltung и хор KlangVerwaltung. Объединившись с Мюнхенским хором мальчиков, они исполнят одно из величайших творений Баха “Страсти по Матфею” (2 апреля). Партитура прозвучит в Большом зале консерватории без купюр – все 78 номеров!
Запланировано также посвящение Ростроповичу от венских музыкантов: солисты Венского и Берлинского филармонических оркестров, собранные в Камерный оркестр “Вена-Берлин”, сыграют сочинения Моцарта и Гайдна (29 марта).
К слову, заявленный виолончельный Концерт до-мажор Гайдна впервые в России сыграл Мстислав Ростропович (в 1963 году с Камерным оркестром Рудольфа Баршая).
А 1 апреля будет представлена русская программа в исполнении Российского Национального оркестра: Чайковский, Римский-Корсаков, Скрябин.
Сам мэтр Михаил Плетнев появится в этот вечер не у пульта, а, что случается редко, – у рояля. Прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром Скрябина: пессимистичный опус 25-летнего композитора, который Плетнев трактует с рафинированной меланхолией мудреца, окидывающего взглядом огромную дистанцию жизни.
На закрытие фестиваля задуман сюрприз для широкой публики: мультимедийное шоу в постановке испанского режиссера Карлоса Падриссы (копродукция с Дворцом искусств королевы Софии в Валенсии и Римским оперным театром в Термах Каракаллы).
Знаменитый постановщик, учредитель труппы “Ла Фура дель Баус”, увлекающийся новейшими сценическими технологиями и радикальными форматами представлений, синтезирует музыку “Римской трилогии” Отторино Респиги (в исполнении БСО им. П. И. Чайковского) с виртуальной реальностью, живописью, 3D-графикой, кинематографом и балетом. На сцене Кремлевского дворца оживут монументальные картины фонтанов, пиний и празднеств Рима – образы такого величественного и такого хрупкого мира человеческой цивилизации.
Ирина Муравьева, Российская газета