Лучшие концерты октября 2014.
Роландо Вильясон, знаменитый тенор, любимец Зальцбурского фестиваля, на единственном концерте в столице – в рамках европейского турне – споет арии из опер Бизе, Верди, Массне и Доницетти, фрагменты из оперетт Легара и Оффенбаха, эпизоды испанской сарсуэлы (нечто вроде старинной оперетты).
Вильясон, с его мощным темпераментом и сценическим обаянием, одинаково хорош и в драматических, и в комедийных партиях. Вместе с ним будет петь совсем еще молодая примадонна Штутгартской оперы из Южной Африки с экзотическим именем Пумеза Матшикиза.
Бывшая нищая девочка из Кейптауна, закончившая лондонский Королевский колледж музыки, уже имеет контракт с «Decca» и записала в студии «Abbey Road» дебютный альбом. Даже внешне союз Виллазона и Пумезы эффектен: чернокожая пухлогубая дева с внешностью модели и улыбчивый мексиканец с непослушными бровями и «кудрявым», под стать волосам, голосом.
В рамках абонемента «Великие произведения ораториального жанра» московская Филармония предлагает редко исполняемого Гайдна. Его грандиозную ораторию «Сотворение мира» сыграет – под управлением немецкого дирижера Готхарда Штира – российский оркестр «Musica viva», а споют вокалисты из Германии, в том числе гамбургский «Монтеверди – хор».
С 1798 года, когда состоялось первое исполнение, гайдновский шедевр ошарашивает: среди персонажей – ангелы Рафаил, Уриил и Гавриил, первые люди – Адам и Ева, из музыки, возвещающей о первоначальном хаосе, возникает божественное творение, и хор ликующе поет «да будет Свет». В основе либретто – поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», взгляд на Библию английского пуританина 17 века.
Российская премьера (спустя 224 года с момента создания) страстной кантаты «Последние страдания Спасителя» закрывает еще одну лакуну в нашем знании старинной европейской музыки. Автор кантаты, сын Иоганна-Себастьяна Баха Карл Филипп Эммануил Бах, в России известен куда меньше своего знаменитого отца. Между тем партитуры «Берлинского Баха», долгие годы служившего при дворе прусского короля Фридриха Великого, заслуживают пристального внимания. И не только потому, что Карл Филипп считается «мостиком» между музыкой барокко и классицизма.
Кантата для пяти солистов, смешанного хора и оркестра состоит из 22 частей и длится около двух часов. Это еще один проект оркестра «Musica viva», таким красивым жестом отмечающего 300-летие со дня рождения композитора. К оркестру присоединятся вокальный ансамбль Intrada и певцы- мастера музыки 18 века – российские меццо-сопрано Лилия Гайсина и Дарья Телятникова, сопрано Лора Бинон (Бельгия) – специалистка по аутентичному исполнению, тенор из Германии Маркус Шафер (обладатель премии «Грэмми») и бас-баритон Кристиан Иммлер, который пел в прошлогодней российской премьере оперы Вебера «Оберон».
Абонемент Филармонии «Оперные шедевры», предлагает «Анну Болейн» Доницетти, который любил писать оперы про жизнь английского королевского двора в разные эпохи. Шедевр бельканто о несчастной английской фрейлине, ставшей в 16 веке второй женой английского монарха Генриха Восьмого и казненной по обвинению в супружеской измене. Прибывает маститая международная команда вокалистов (среди которых исполнительница партии Анны Эрмонела Яхо, американка, меццо-сопрано Кейт Олдрич и знаменитый бас-баритон Симоне Альбергини). Вместе с оркестром Московской филармонии и дирижером Марко Замбелли они поведают, как трудно жилось в 1536 году в Виндзорском замке: Анна, несчастья которой связаны не только с деспотизмом венценосного мужа, но и с влюбленными в нее другом детства и придворным музыкантом, в финале сходит с ума. Беллини передал все это в характерной пламенно-романтической манере.
В Большом театре чествуют Елену Образцову. Специально для нее устраивают грандиозный Оперный бал, где будут и петь, и танцевать. Обещаны звезды мировой оперы: Анна Нетребко, которая впервые выйдет на сцену Большого театра, Мария Гулегина, Ольга Перетятько, Екатерина Сюрина, Дмитрий Хворостовский, Хосе Кура и Бруно Пратико. От мира танца выступят мастер фламенко Мария Пахес и прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Дирижировать оркестром ГАБТа будет американец Юджин Кон, режиссером назначен глава «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, сама Образцова тоже выйдет на сцену.
Майя Крылова
Роландо Вильясон. Сольный вечер. Концертный зал имени Чайковского. Триумфальная площадь, 4. 17 октября.
Иосиф Гайдн. «Сотворение мира». Концертный зал имени Чайковского. 21 октября.
Карл Филипп Эммануил Бах. Страстная кантата «Последние страдания Спасителя». Концертный зал имени Чайковского. 4 октября.
Гаэтано Доницетти. Опера «Анна Болейн». Концертное исполнение. Зал имени Чайковского. 25 октября.
Оперный бал к 75-летию Елены Образцовой. Большой театр. 28 октября.