В рамках культурного проекта «Петербургская традиция» 3 декабря 2017 года состоится концерт «Преемственность поколений», посвященный 125-летию со дня рождения и 75-летию со дня смерти Николая Александровича Малаховского.
Этот концерт – дань памяти талантливому и малоизвестному ленинградскому композитору Николаю Малаховскому (1892-1942).
«Николай Александрович Малаховский — безвременно скончавшийся в Ленинграде зимой 1942 года, принадлежал к числу высокоодарённых и высококвалифицированных композиторов…
Необычайная природная скромность, а также особая склонность к работе на Радио послужили причиной того, что Н. А. Малаховский с самого начала своей композиторской деятельности избрал себе малозаметную область прикладной композиции — иллюстрацию радиоинсценировок»,
— писал летом 42-го в Ташкентской эвакуации учитель Николая Александровича, профессор Ленинградской консерватории Штейнберг.
Действительно, по воспоминаниям современников это был необычайно скромный и интеллигентный человек, несмотря на свои великолепные физические данные (был высок, строен, красив, переплывал Неву туда и обратно), два высших образования (до революции окончил историко-философский факультет университета) и боевое прошлое (с 19-го по 21-й воевал на Латышском, Польском и Кавказском фронтах).
Эта скромность, а также блокадная и послевоенная разруха послужили причной того, что музыка Николая Малаховского практически неизвестна современному слушателю.
Таков удел почти всех, чьи имена выбиты на мемориальной доске Союза композиторов, посвященной членам союза, погибшим в блокаду, – только живые могли донести свою музыку до публики. Большая часть нотного наследия Николая Александровича была утрачена в осажденном городе.
Из-за утраты значительной части нотных рукописей вклад композитора в развитие русской музыки сейчас сложно оценить, хотя известно, что он принимал активное участие в деятельности четверьтонового кружка, действовавшего в Петроградской консерватории в 20-е годы, составляя вместе с Георгием Римским-Корсаковым (внуком Н. А. Римского-Корсакова) и Александром Кенелем его композиторскую секцию.
Высокие оценки современников получила его «Симфониетта» для фисгармонии, арфы и двух настроенных в четверть тона роялей (1925).
Возрастающий в последнее время интерес к музыке 20-х, 30-х годов прошлого века позволяет по крупицам восстанавливать и доносить до слушателя казалось бы безнадежно канувшие в Лету произведения.
Фильм 1931 года «Снайпер» с музыкой Николая Малаховского внезапно обретает популярность в интернете. И вот в Санкт-Петербургском Доме композиторов исполнят сразу несколько восстановленных по семейным архивам опусов — Соната для фортепиано, вокальные сочинения для сопрано и баритона и чрезвычайно интересное Скерцо для флейты и струнного квартета «У станка».
Во втором отделении будет исполнена вокальная музыка внучки Николая Александровича, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга Владиславы Малаховской. Её отцу, Владимиру Николаевичу, ныне доктору наук, профессору Военно-медицинской академии, было всего 3 года, когда он лишился своего отца. В память о нем он приложил громадные усилия, чтобы дочь получила соответствующее образование и смогла продолжить дело деда.
Заочный диалог через поколение, звучащий на универсальном языке музыки, и предстоит услышать посетителям концерта.
В концерте участвуют блестящие музыканты — Олеся Петрова, Николай Мажара, Александра Кабанова, Алексей Иванов, Полина Прокофьева, Сергей Осколков-младший, ансамбль «Арт-контраст», «Авангард-квартет».
Ведёт концерт доктор искусствоведения, профессор Владимир Гуревич.
3 декабря 2017 года. Санкт-Петербург, Б. Морская, 45. Начало в 19 часов. Вход свободный.
За дополнительной информацией обращаться по почте [email protected] (Культурный проект «Петербургская традиция»).
Программа
I отделение:
Николай Малаховский (1892-1942):
«Закат», слова З. Дорофеева;
«Песня русалок», слова А. Пушкина;
«Осень», слова А. Майкова.
Исполняют: Александра Кабанова (сопрано), Александр Гаврилюк (фортепиано).
Соната для фортепиано. Allegro – Scherzo – Nocturne – Finale.
Исполняет: Николай Мажара (фортепиано).
Скерцо для флейты и струнного квартета «У станка».
Исполняют: Полина Прокофьева (флейта), «Авангард-квартет» в составе: Михаил Крутик (скрипка), Виктория Велькова (скрипка), Игорь Техтелев (альт), Елена Григорьева (виолончель).
II отделение:
Владислава Малаховская (р. 1969):
«И вот одна осталась я…», пять стихотворений Анны Ахматовой для меццо-сопрано и фортепиано.
Исполняют: Олеся Петрова (меццо-сопрано), Сергей Осколков-мл. (фортепиано).
Три романса на стихи Алексанра Блока для мужского голоса и камерного ансамбля.
Исполняют: Алексей Иванов (баритон), ансамбль «Арт-контраст» в составе: Александра Милютина (балалайка прима), Татьяна Потемкина (малая домра), Екатерина Широкова (альтовая домра), Анна Топоркова (басовая домра), Антон Стачев (баян), Сергей Федосеенко (контрабасовая балалайка).
Три песни на стихи Галактиона Табидзе для меццо-сопрано и камерного ансамбля.
Исполняют: Олеся Петрова (меццо-сопрано), ансамбль «Арт-контраст».
Пресс-служба проекта «Петербургская традиция»