В сезоне 2013-2014 гг. один из самых признанных и востребованных оркестров России – МГАСО п/у Павла Когана отмечает своё 70-летие.
Свой филармонический абонемент юбилейного сезона оркестр начинает 29 сентября 2013 года в Большом зале консерватории монументальной и многообещающей программой из симфонических полотен Мендельсона.
Исполнители:
– Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижёр – Павел Коган;
– Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова. Художественный руководитель – Геннадий Дмитряк;
– Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова. Художественный руководитель – Евгений Волков.
В программе: Ф. МЕНДЕЛЬСОН
– Симфония №5, “Реформационная”, ре минор, соч. 107 (1830-1832)
– Симфония №2 (симфония-кантата) “Хвалебная песнь” ор.52 (1840), для солистов, хора и оркестра
Свою историю МГАСО ведёт с 1943 года, являясь одним из пяти старейших концертных оркестров России. Колоритное звучание и самобытный стиль оркестра сложился в процессе его сотрудничества с выдающимися отечественными дирижёрами, в разные годы возглавлявшими коллектив и сформировавшими его высококлассный исполнительский уровень.
Первым главным дирижёром коллектива стал дирижёр Большого театра Народный артист СССР Лев Штейнберг. Затем руководство МГАСО осуществлялось такими прославленными советскими музыкантами, как Николай Аносов (1945-1950), Лео Гинзбург (1950-1954), Михаил Териан (1954-1960).
Огромный вклад в развитие творческого потенциала оркестра внесла Вероника Дударова – первая в мире женщина-дирижёр, возглавлявшая коллектив почти тридцать лет, с 1960 по 1989. Павел Коган, заняв должность художественного руководителя и главного дирижёра оркестра в 1989 году, проявил себя и как хранитель великих традиций, и как смелый новатор. Он значительно обновил репертуар коллектива, заметно обогатив его произведениями европейской и американской музыки, сделал оркестр известным и узнаваемым на Западе.
Сегодня МГАСО – регулярный участник знаменитых отечественных и зарубежных фестивалей, в его творческой биографии – гастроли на лучших сценах мира всех континентов, с ним выступали крупнейшие дирижёры и солисты современности.
Особая гордость коллектива – грандиозные монографические циклы концертов, включающие практически все оркестровые сочинения великих композиторов-симфонистов: Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля.
Репертуар коллектива включает не только классико-романтическую музыку, но и работы современных композиторов, забытые и незнакомые слушателям произведения. А самой широкой аудитории адресованы блистательные новогодние концерты, состоящие из знаменитых вальсов и полек “короля вальсов” Иоганна Штрауса.
Эти программы оркестра Павла Когана пользуются невероятным успехом у публики. Впрочем, не меньший ажиотаж наверняка вызовут и программы юбилейного сезона, и уже первый филармонический концерт состоит из раритетов.
Символично, что в концерте, открывающем филармонический абонемент юбилейного сезона, МГАСО и Павел Коган обратились к двум наиболее многозначным и монументальным симфоническим полотнам Мендельсона. Масштаб таланта этого композитора сопоставим с наследием мастеров эпохи Возрождения, ещё при жизни он был признан как выдающийся композитор, ему рукоплескали как блестящему пианисту и дирижёру.
Мендельсону принадлежат особые заслуги в области просвещения – он основатель первого в Германии музыкального ВУЗа, Лейпцигской консерватории, открытой в 1843 году и носящей его имя. А в 1829 году в берлинской Певческой капелле под его управлением было исполнено одно из монументальных произведений Баха “Страсти по Матфею”, тогда основательно забытое и не исполнявшееся более ста лет. Это событие положило начало “баховскому возрождению” в XIX веке и, кто знает, знали бы мы сегодня творения И. С. Баха и Ф. Генделя, если бы не пропаганда творчества этих классиков Мендельсоном.
Возвышенная гармония, величественная красота и присущее классицизму жизнеутверждающее мировоззрение, вносящее свет даже в самые драматичные произведения композитора, – всё это делает шедевры Мендельсона как будто специально созданными для торжественных случаев. Его “Свадебный марш” из музыки к комедии “Сон в летнюю ночь” знаком всем и растиражирован практически повсеместно в окружающем нас звуковом пространстве: эта музыка звучит не только на свадебных церемониях всего мира, но и используется в рингтонах, компьютерных и рекламных заставках.
Из его симфонического наследия чаще всего обращаются к одной из самых ярких романтических симфоний – Третьей, “Шотландской”, или к светлой, обращённой в классицистскую эпоху Четвёртой, “Итальянской”.
“Реформационная” симфония обозначена как Пятая по стечению обстоятельств: она была написана в 1829-м, задолго до всех симфоний Мендельсона и стала не только первой зрелой симфонией композитора, но и первой программной и первой романтической симфонией вообще. Её импульсивность и мятежная романтика предвосхищает и симфонии Шуберта, и “Фантастическую” Берлиоза, появившуюся несколькими месяцами позже.
Программа ограничивается лишь заголовком: симфония была написана к 300-летию Реформации – утверждению лютеранства в Германии 25 июня 1530 года. Музыканты Парижского симфонического оркестра отказались её исполнять, посчитав, что в её музыке слишком много фуг и мало мелодий. И хотя её премьера все же состоялась с оркестром Берлинской певческой капеллы под управлением самого Мендельсона, но публиковать её композитор категорически отказался. И лишь спустя 21 год после его смерти симфония вошла в мировые каталоги как Пятая.
Драматургия симфонии отвечает композиции знаменитой Девятой симфонии ещё одного кумира Мендельсона – Бетховена. Подобно тому, как Девятая Бетховена завершается величественной “Одой радости”, в Реформационной симфонии кульминацией, к которой устремлено всё развитие, является лежащий в основе последней части хорал “Твердыня крепкая – наш Бог”. Это один из самых знаменитых немецких протестантских хоралов, авторство текста и музыки которого приписывается самому Лютеру (его особенно часто обрабатывал глубоко почитаемый Мендельсоном Бах).
Десять лет спустя “Реформационной” Мендельсон закончил симфонию-кантату “Хвалебная песнь”, также связанную с идеями Лютера, но приуроченную к юбилею другого культурного события, ещё глубже уходящего в историю – четырёхсотлетию книгопечатания.
Искренне верующий лютеранин, Мендельсон сам отобрал для кантаты тексты из Библии в лютеровом переводе на немецкий язык и поместил на её титульном листе эпиграф из Лютера: “И пожелал я увидеть все искусства, особливо Музыку, в услужении Того, кто дал её и создал её”. Величественная партитура “Хвалебной песни” опирается на традиции хоровой немецкой музыки. Её пронизывает возвышенная гармония классики, стройность пропорций и логика конструкций.
Музыку этой симфонии исчерпывающе характеризуют слова Шумана о самом Мендельсоне: “Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их”.
Обращаясь к таким шедеврам, Московский государственный академический симфонический оркестр отдаёт дань своему юбилею и делает прекрасный подарок своим слушателям.