Шекспир – Верди – Гинкас. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко представляют нового «Макбета».
Действие хорошо известной оперы в этой версии перенесено в доисторические времена, за рамки привычных ассоциаций и аллюзий.
После яркого солнечного дня за кулисами Театра Станиславского можно испытать шок. Всё натуралистично. Предельно жёстко. Тела убитых, мертвые младенцы. В спектакле Камы Гинкаса льётся кровь, потрошат трупы. В нем многое может покоробить. Как говорят те, кто уже видели спектакль, в этой поставке Шекспировской трагичностям гораздо больше мелодраматичности Верди.
В оперном театре Кама Гинкас работает впервые, а вот на драматической сцене – Шекспира воплощал часто. За «Макбета» берется уже во второй раз. Было непросто совместить красивую музыку и сюжет об убийстве ради трона.
«Музыка Верди – это, можно сказать, музыка глянцевая. Музыка светская, музыка итальянская, музыка красивая, музыка для уха. А Шекспир – не для уха. Шекспир – не для глянца. Шекспир кровавый, Шекспир отвратительный, Шекспир шокирующий»,
– объяснил режиссер, народный артист России Кама Гинкас.
В театре выбрали вторую редакцию оперы. По словам музыкального руководителя постановки Феликса Коробова, для которого это уже пятая опера Верди в карьере, в переработанном варианте «Макбета» композитор «высушил партитуру, убрав из нее красивости».
«При жизни Верди его называли «королем ум-па-па». Считалось, что он пишет красивую мелодию и снизу какой-то там аккомпанемент. На самом деле все оперы Верди особенно поздние, особенно вторые редакции, – это очень серьезная интересная партитура»,
– рассказал главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов.
Цареубийство, детоубийство, массовое убийство прислуги, чтобы отвести от себя подозрение. Вот, на что способен бесстрашный мужчина, страстно влюбленный в амбициозную женщину. Для исполнителя партии Макбета Антона Зараева – это история о любви.
«О той любви, которая всё покрывает собой. И убийство, и предательство. Это, конечно, сумасшедшая любовь, она ненормальная. Но это история о любви»,
– признался солист оперы Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко Антон Зараев.
Партия леди Макбет написана для сопрано. Лариса Андреева – обладательница меццо-сопрано. Преодолела все сложности, очень хотела воплотить образ.
«Настолько мне было интересно сыграть совершенно другой характер, именно антигероини. И всегда интереснее работать на сопротивление, когда ты не обладаешь этими чертами в жизни, и тебе приходится их себе присваивать»,
– поделилась солистка оперы Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева.
Режиссер говорит, создавал спектакль о времени, когда еще не существовало понятия «мораль». Герои этой трагедии – еще не вполне люди.
«К нему, к ней приходит что-то непонятное. Это называется совесть. А совесть – это болезнь, которая не дает жить. Вот, что мне интересно. Как просыпается эта болезнь. Как она не дает жить по-животному, по-звериному, по инстинктам»,
– добавил режиссер.
Визуальные образы артистов – метафора. Люди в этой истории должны напоминать мумий.