С 5 по 9 февраля 2018 Пермский театр оперы и балета проведет в Москве второй цикл «Лаборатории современного зрителя».
На этот раз встречи и мастер-классы будут посвящены современной академической музыке.
В работе «Лаборатории» примут участие композиторы Сергей Невский, Алексей Ретинский и Алексей Сюмак, произведения которых представит в начале февраля в Москве Теодор Курентзис с оркестром и хором musicAeterna.
Откроется «Лаборатория» дискуссией на тему «Что делает музыку современной». Композитор Сергей Невский и музыкальный критик Алексей Мунипов на материале ключевых произведений XX века попробуют найти ответы на вопросы: почему современной музыкой иной раз считаются сочинения, написанные сто лет назад, а некоторые из вещей, сочиненных совсем недавно, не назвать современными; порывает ли современная музыка с академической традицией или, наоборот, продолжает и укрепляет ее?
Кроме того, они разберут партитуру произведения Сергея Невского Cloud Ground, которое оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит 8 февраля в Большом зале консерватории, а также вместе со зрителями исследуют возможности создания музыки с помощью, казалось бы, совершенно не предназначенных для этого предметов и материалов.
Встреча пройдет 5 февраля, начало в 20:00.
Впервые в России на концерте 8 февраля прозвучит произведение композитора Алексея Ретинского «Марианские антифоны». Познакомиться с автором и особенностями партитуры зрители смогут накануне, 7 февраля.
На лекции «Новая музыка — это не больно» Алексей Ретинский расскажет о своем творческом методе и близкой ему композиторской музыке последних десятилетий — о том, что она может дать человеку нашего времени, что ее отличает и роднит с музыкой прошлого, о скрытых швах, на которых держится художественное высказывание.
Начало в 20:00, 7 февраля.
Алексей Сюмак: “Путь художника – обрекать себя на одиночество”
Третий композитор, произведение которого прозвучит на концерте, — Лучано Берио. О нем и его творческом методе расскажет композитор, доцент Петербургской консерватории Настасья Хрущева.
Как украсть из чужой симфонии целую часть, о малеровском коде в музыке Берио и культуре заимствования в музыке вообще, о кризисе интеллектуализма и о том, как слушать Coro на вечернем концерте Курентзиса — пойдет речь на лекции «Музыка из музыки».
Начало в 19:00, 8 февраля.
Также в рамках «Лаборатории» композитор Алексей Сюмак, опера Cantos которого, написанная специально по заказу Пермского театра оперы и балета, номинирована в этом году на «Золотую Маску», и хореограф Анна Гарафеева проведут мастер-класс «Между мирами».
На нем вместе со зрителями с помощью звуков и движений они будут исследовать территорию перехода из «повседневной» реальности в «поэтическую», чтобы понять, где проходит граница межу повседневностью и театром.
Когда заканчивается бытовое движение и начинается художественный жест? Когда звуки становятся музыкой? И какова роль зрителя в процессе создания художественной реальности? Партитура, созданная в процессе мастер-класса, превратит пространство и находящихся в ней зрителей в сад, где слушатель станет исполнителем, а исполнитель — слушателем, где тело зрителя станет скульптурой и музыкальным инструментом.
Начало в 15:00, 6 февраля.
Завершится цикл «лабораторных занятий» публичной беседой со всеми тремя композиторами, которые расскажут, как устроена их собственная творческая лаборатория и ответят на вопросы зрителей.
Модератор встречи — Алексей Мунипов. Встреча состоится 9 февраля, начало в 20:00.
Все встречи в рамках февральского цикла «Лаборатории современного зрителя» будут проходить в пространстве Hyundai motor studio (Новый Арбат, 21, стр. 1). Вход свободный, по предварительной регистрации.
«Лаборатория современного зрителя», объединяющая лекции, творческие встречи, мастер-классы и открытые репетиции, начала свою работу на базе Пермского театра оперы и балета в 2016 году. Она знакомит зрителя с театральным и общекультурным контекстом, создает условия для более осмысленного восприятия современного искусства и новых форм театра.