Самый востребованный фестиваль камерной музыки пройдет в Москве в 19-й раз.
Идея скрипача Романа Минца и гобоиста Дмитрия Булгакова собрать с 6 по 12 января в Москве звездных российских исполнителей, строящих свои карьеры в разных частях света, была и эффектной, и рискованной.
С одной стороны, этих музыкантов знают во всем мире, с другой – как выманить горожан из уютных квартир или загородных дач в самый домашний из всех праздников – Новый год, да еще сделать это без помощи попсы, изысканным классическим репертуаром?
Но первый же фестиваль 1998 года, объединивший недавних выпускников Центральной музыкальной школы при Московской консерватории и Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, показал: предложение встретило самый горячий отклик публики. Оливье надоедает, Моцарт с Чайковским и Прокофьевым – никогда.
Вот уже 19-й год подряд в эти неизменные январские даты в Москву на новогодние и рождественские каникулы съезжаются бывшие однокашники, лауреаты престижных премий, солисты ведущих западных и российских оркестров, педагоги и профессора отечественных, европейских и американских вузов. И встречаются они не только за праздничным столом, но и на сцене.
Сегодня фестиваль «Возвращение» – одно из самых ярких и ожидаемых событий столичного концертного сезона, собирающее полные залы. Так что критики с полным основанием называют этот смотр «главным оазисом камерного музицирования в городе».
По традиции, «Возвращение» – это четыре концерта, включающие шедевры камерной музыки, редко исполняемые произведения великих композиторов, российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных авторов.
Как всегда, одним из вечеров является «Концерт по заявкам», программа которого составляется с учетом пожеланий самих исполнителей.
Три остальных концерта – тематические, и темы их всегда оригинальны. Вот только некоторые из тем прошлых лет: «Песни о родинах», «Salon», «Ночная музыка», «Путевые заметки», «Война», «Серенады», «В гостях у сказки», «Исход»…
Есть у фестиваля и еще одно железное правило: ни одно сочинение не может прозвучать в его программах повторно, сколько бы лет с его исполнения на этом смотре ни прошло.
XIX фестиваль «Возвращение» откроется концертом, получившим название «Вариации» (6 января 2015). В нем в изящные цепочки собраны сочинения авторов, которые вдохновлялись творениями предшественников.
В концерте «Alla zingaresa» (8 января) прозвучат произведения с цыганской темой – «Цыганское» трио Гайдна, «Цыганские песни» Дворжака, Romancero Gitano («Цыганское романсеро») Марио Кастельнуово-Тедеско на стихи Ф.Г. Лорки, «Венгерская рапсодия» Листа и др.
Третий концерт фестиваля получил название «Шуберт» (10 января). В программе этого вечера нет произведений самого Шуберта, но именно его фигура, так или иначе, объединяет все избранные для концерта сочинения Денисова, Бетховена, Шумана, Брамса, Гуго Вольфа, Джона Харбисона, Сергея Ахунова и Жана Франсе.
Завершится фестиваль «Концертом по заявкам» (12 января). На сцене Малого зала выступят как постоянные участники фестиваля, так и новые гости. Среди артистов, которые за годы существования форума вошли в его «основной состав» – художественные руководители «Возвращения» Роман Минц (скрипка) и Дмитрий Булгаков (гобой), а также пианисты Яков Кацнельсон, Ксения Башмет, Екатерина Апекишева, Александр Кобрин, виолончелист Борис Андрианов, кларнетисты Игорь Федоров и Антон Дресслер, скрипачка Ася Соршнева, альтисты Сергей Полтавский и Тимур Якубов, гитарист Дмитрий Илларионов.
Среди дебютантов форума – пианист Андрей Гугнин, скрипач Владислав Песин и многие другие.
Сергей Николаев, “Труд“